Колбину не понравилось фото с суда над участниками Декабрьских событий — история снимка

Журналисты Qalam поговорили с автором фото, который в мае 1987 года сделал фото с суда над Рыскулбековым, Ташеновым, Тайжумаевым, Кузембаевым и Копесбаевым, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото Юрия Беккера
Фото Юрия Беккера

17 декабря 1986 года, на следующий день после решения пленума об отставке с поста первого секретаря компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева и назначении на эту должность Геннадия Колбина, казахская молодежь, состоявшая преимущественно из студентов алматинских вузов, вышла на уличные акции. Демонстрации быстро охватили и другие города Казахстана. Власти ответили на протесты жесткими репрессиями.

Читайте также: 16 декабря - День скорби или День независимости? О чем говорят учителя на уроках истории

В декабре 1986 года Юрий Беккер работал фотокорреспондентом в КаТАГе. По-настоящему знаковой стала сделанная им фотография из зала суда, где в 1987 году выносили приговор участникам Желтоксана.

«В 1987 году, когда состоялся суд над участниками декабрьских событий, Казахское телеграфное агентство дало мне задание осветить этот процесс. Там было много журналистов, но благодаря тому, что прокурор лично знал меня, и он знал, что я работаю в КазТАГе, работаю на фотохронику ТАСС, он меня единственного запустил в зал, где я производил съемку. Обычный процесс, все шло, как положено, никаких криков, никаких скандалов, ничего такого не было. Приговор зачитывали 45 минут. Потому что он шел с переводом на казахский язык», — вспоминает Юрий Беккер в интервью изданию.

На снимке, сделанном при оглашении приговора, подсудимые Кайрат Рыскулбеков, Тугелбай Ташенов, Жамбыл Тайжумаев, Кайыргелди Кузембаев и Ертай Копесбаев, стоят прямо и смотрят на судью. Фотографию из зала суда сразу отправили в Москву - в ТАСС. Позже снимок опубликовали газеты «Коммунизм туги» (на уйгурском), «Жетысу» и «Огни Алатау». Это не осталось незамеченным руководством республики.

Сразу после публикации по заданию Первого секретаря Центрального Комитета Компартии Казахстана Геннадия Колбина созвали специальный пленум ЦК, на котором признали фото Юрия Беккера антисоветским.

«Когда он увидел это в газетах, Колбину не понравилось, что подсудимые стояли с гордо поднятыми головами и смотрели вперед. Это его слова: «Они выглядят героями». И все, кто принимал в этом участие, начиная от директора КагТАГа, редакторов этих трех газет и я в том числе, были уволены с работы по статье «Несоответствие занимаемой должности», — рассказал Беккер.

16 июня 1987 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Казахской ССР приговорила Кайрата Рыскулбекова к исключительной мере наказания – смертной казни, позже смертный приговор был заменен на 20 лет лишения свободы. Согласно приговору, «при активном участии Рыскулбекова в общей сложности было сожжено 9 машин, повреждены еще 152, ранены 326 милиционеров и 196 военнослужащих; он нанес ущерб государству на сумму 302 644 рубля». Тугельбая Ташенова, Каиргельды Кузембаева, Жамбыла Тайжумаева и Ертая Копесбаева приговорили к различным срокам заключения.

Рыскулбеков умер в тюремной камере в мае 1988 года. Похоронили его тайно в Семипалатинске (ныне Семей), родных на похороны не допустили. Место захоронения было установлено значительно позже. В 1992 году его полностью реабилитировали, а в 1996 году указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Кайрату Рыскулбекову посмертно присвоили звание «Халық Қаһарманы» («Народный герой»).

Вырезка из газеты – единственное, что осталось от снимка, который будет в независимом Казахстане сопровождать многие материалы о «Желтоксане». Юрий Беккер пытался разыскать фотографию в архиве ТАСС в Москве, но после длительных поисков ее так и не нашли.

Вырезка из газеты предоставленна Ю.Беккером (КазТАГ) / @qalamhistory

«Сразу на следующий день приехали ребята в костюмах, и негативы были переданы. Спустя лет 10 я решил эти негативы все-таки найти. Позвонил своим друзьям в фотохронику ТАСС, они перевернули там все, этих негативов не было. Предыдущие были, а этих нет. Полностью негативы были уничтожены», — уточняет он в интервью.

Фотография вышла и за пределы СССР.

«Когда мы в ТАСС отправили фотографию, то на следующий день журнал BILD на обложке опубликовал этот снимок, где они стоят, и было написано «Демократия в Казахстане» на немецком языке», — подчеркивает Юрий Беккер.

Спустя 35 лет Юрий Беккер сделает такое же фото «желтоксановцев».  Они встанут возле монумента, посвященного героям декабрьских событий в Алматы, в той же последовательности, что и в зале суда. Но на месте погибшего Кайрата Рыскулбекова будет его портрет.

Фото: Юрий Беккер/ @qalamhistory

Что думаете об этом?
Нравится 9
Мне все равно 1
Забавно 0
Сочувствую 1
Возмутительно 0