В Плане нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ» определены конкретные меры по проведению дальнейших демократических преобразований, в том числе по модернизации судебной системы.
Судебная власть – один из фундаментальных столпов, на которых основывается устройство современного демократического государства. На судей возлагается обязанность от имени Республики Казахстан принимать окончательные решения по вопросам свобод, прав, обязанностей и собственности граждан. И этот высокий статус обязывает их быть профессионально подготовленными, обладать необходимым набором деловых и морально-этических качеств.
В предложенном Президентом Нурсултаном Назарбаевым Плане нации «100 конкретных шагов» обозначены пути совершенствования судебной системы, определены 11 важных аспектов ее модернизации. Прежде всего это переход от пятиуровневой системы правосудия к трехуровневой. Исключается надзорная и повторная надзорная инстанции, остается только первая, апелляционная и кассационная. В связи с этим значительно возрастают требования к работе судов первой инстанции.
Ужесточаются квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности. Очень своевременными и актуальными видятся меры по повышению до 30 лет возрастного ценза для кандидатов в судьи, введению пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве, для таких специальностей, как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты. Соответствует международному опыту передача Института правосудия из состава Академии государственного управления при Президенте РК в ведение Верховного суда.
Представляется целесообразным также рассмотреть вопрос о комплектовании судейского корпуса в основном выпускниками специализированной магистратуры. Это предложение обосновано тем, что профессиональная подготовка вновь назначенных служителей Фемиды в настоящее время не отвечает потребностям успешной судебной деятельности. Выпускники специализированной магистратуры более подготовлены в профессиональном плане.
Еще одно нововведение – обязательное внедрение аудио- и видеофиксации судебных процессов. Подобная постановка вопроса направлена на повышение открытости работы судебной системы и доверия общества к судам. Это будет дисциплинировать как судей, так и участников процесса. Причем в случае возникновения жалоб записи становятся основным доказательством соблюдения процессаульных требований.
Заслуживает также внимания внедрение информационно-аналитической системы «Төрелік». В ней заложены ведение автоматизированного учета и контроля соблюдения процессуальных сроков, формирование статистических и аналитических отчетов, упрощение делопроизводства и судопроизводства. Кроме того, система интегрирована с необходимыми информационными базами – Комитета правовой статистики и специальных учетов, уплаты госпошлины, исполнения судебных актов и так далее.
Цель информационной системы «Төрелік» – обеспечение возможности срочного получения участниками процесса нужной информации относительно дела. Ее отличительная черта заключается в том, что все суды работают по единой номенклатуре, а дальнейшая эксплуатация данного проекта избавит их от бумажных носителей.
Кроме того, все больше и больше граждан начинают пользоваться «Судебным кабинетом», подавать электронные заявления, замечания, апелляционные и кассационные жалобы. На судебных интернет-ресурсах появились новые сервисы, такие как «Ознакомление с судебными документами», «Список слушаний дел», с указанием номера зала суда, времени и даты судебного заседания.
В 2009 году в Казахстане был утвержден Кодекс судейской этики, определивший требования к деятельности служителей третьей ветви власти. Однако, как показывает практика, данный документ требует соответствующих поправок и новшеств. Именно поэтому Глава государства предложил разработать новый Этический кодекс судей.
В настоящее время в соответствии с поручением Президента начата работа по подготовке такого документа. В нем будут определены стандарты поведения и профессиональной этики служителей Фемиды. Независимость и объективность, честность и неподкупность, компетентность и старательность – эти качества должны быть обязательными для представителей третей ветви власти, а для граждан они станут гарантией надежности судейского корпуса.
Вводимыми реформами усиливается подотчетность судей, граждане могут обжаловать их действия в дисциплинарной комиссии Судебного жюри. В рамках объявленных Главой государства реформ предусматривается также создание в составе данной структуры двух самостоятельных комиссий – квалификационной и дисциплинарной.
Один из «100 конкретных шагов» – расширение области применения суда присяжных, оптимизация механизма их отбора. Предлагается также законодательно определить возможность передачи дела из одного суда в другой по ходатайству заинтересованных участников процесса.
С 1 января 2015 года вступил в действие новый Уголовный кодекс РК. Его принятие было обусловлено необходимостью совершенствования системы защиты прав и свобод личности, демократизации уголовного законодательства с учетом мировых стандартов и норм международного права. Принятый УК базируется на Конституции республики и закрепленных ею социальных ценностях. Он содержит ряд принципиальных положений, направленных в первую очередь на защиту личности, общества и государства в новых условиях общественно-экономических отношений.
Нынешняя уголовная политика современного Казахстана, как и прежде, характеризуется сохранением нетерпимости к преступным проявлениям против жизни и здоровья человека, матери и ребенка, повышенной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе в организованных формах и транснациональных окрасках. С другой стороны, новый УК отличается и применением более мягких мер воздействия к лицам, не требующим столь сурового к ним отношения за уголовные проступки и правонарушения небольшой и средней степени тяжести.
Вместе с тем в современном УК прослеживается тенденция усиления уголовной политики по отношению к лицам, ранее осуждавшимся к лишению свободы за совершение тяжких преступлений. Это относится к тем, кто из ранее полученного наказания должных выводов для себя не сделал, на путь исправления не встал. Противопоставляя себя общепринятым нормам морали и правилам поведения в цивилизованном обществе, они вновь совершают тяжкие или особо тяжкие правонарушения.
К таким лицам уголовный закон применяет всю свою силу и строгость для их исправления и предупреждения новых преступлений. В отличие от ранее действовавших уголовных законов ныне действующее уголовное право выделяет только рецидив и опасный рецидив. Такое понятие, как «особо опасный рецидив», новый УК не предусматривает.
Для обеспечения баланса между сторонами обвинения и защиты в уголовном процессе, а также вынесения справедливого приговора в начале текущего года судебную систему дополнило новшество – введение в уголовное судопроизводство такой фигуры, как следственный судья, наделенный широким спектром полномочий по осуществлению судебного контроля.
К полномочиям следственного судьи относятся: санкционирование следственных действий, принятие решений о содержании подсудимого под стражей, под домашним арестом, временном отстранении от должности, запрете на приближение. Кроме того, судья уполномочен продлевать сроки ареста и содержания под стражей. Также в его компетенцию входит применение залога, наложение ареста на имущество, объявление в международный розыск подозреваемого, рассмотрение жалоб на бездействие дознавателя, следователя или прокурора и многое другое. Все это отражено в статье 55 УПК РК.
Реформы по обеспечению верховенства закона, предложенные Главой государства, продиктованы временем и непременно окажут благотворное воздействие на систему правосудия, повысят доверие к ней граждан.
Занятость в колониях. Почему это важно
- Сейчас в казахстанских колониях 41 % отбывающих наказание - лица, два и более раза лишавшиеся свободы. По сути, пенитенциарная система работает по принципу вращающейся двери. В 2015 году свыше 10 тысяч выйдут на свободу. Без денег некоторые из них, скорее всего, пойдут по накатанной дорожке, - говорил на на втором форуме «Занятость в колониях» (январь 2014 г.) заместитель Генерального прокурора РК Жакип Асанов.
О внимании, которое сегодня уделяется вопросам снижения рецидивной преступности, ресоциализации людей, освободившихся из мест лишения свободы, говорит, в частности тот факт, что эти вопросы стали содержанием 33-го и 34-го шагов Плана нации «100 конкретных шагов». Причем речь идет не только о совершенствовании законодательства, но и о «модернизации пенитенциарной системы в рамках развития государственно-частного партнерства». На первом ее этапе предполагается «изучение международного опыта и выработка предложений по привлечению частного сектора в строительство, содержание и управление пенитенциарными учреждениями».
Казахстан, как и каждая из стран, подписавших международные конвенции по различным аспектам гуманизации пенитенциарной системы, исходит из стандартов ООН, посвященных вопросам трудозанятости. Они включают в себя три основных момента: все заключенные обязаны трудиться, им должна выплачиваться справедливая оплата, их надо обучать полезным ремеслам.
В учреждении ЕЦ 166/25, расположенном в пос. Гранитный Зерендинского района, как и в большинстве других казахстанских колоний, проблем нет только с обучением ремеслам. В открытом на базе учреждения филиале Агротехнического колледжа № 3 желающие приобретают востребованные рабочие специальности. Но работать по ним смогут, как говорят они сами, «на воле». А применить полученные знания и умения в период пребывания в колонии (у части выпускников колледжа оно весьма длительное) удается, к сожалению, немногим.
Из 508-ми человек, отбывающих здесь наказание, в промышленной зоне трудоустроены 136 человек, 49 заняты хозяйственными работами по обслуживанию инфраструктуры учреждения. Если учесть, что примерно 15-20% осужденных - инвалиды, люди, не имеющие документов (чтобы их оформить необходимо какое-то время), то, на первый взгляд, процент трудоустройства немаленький. Но в каждом из производственных цехов - столярном, мебельном, закройном, швейном - работа начинается только при наличии заказов. А они есть далеко не всегда. Заказ выполнили - простаивают не только станки и швейные машинки, но, что гораздо сложнее, оказываются незанятыми люди, на содержание которых государство тратит немалые средства. Если нет работы и, соответственно, пусть небольшого, но стабильного заработка, они не могут погасить предъявленные им материальные иски, а непогашенный иск автоматически исключает возможность условно-досрочного освобождения.
Начальник учреждения, подполковник юстиции Руслан Мукажанов говорит о том, насколько регулярная работа важна для спецконтингента: «К нам попадают самые разные категории граждан - и кандидаты наук, и те, кто только здесь читать научился. Работать за небольшим исключением хотят все. За работой время, кажется, идет быстрее, заработок, поступающий наличный счет осужденного, - возможность хоть как-то помочь семье, где часто он был единственным кормильцем, себе что-то приобрести. Среди трудоустроенных осужденных практически не встречаются нарушители режима. Работы на всех не хватает, в первую очередь стараемся трудоустроить «исковиков».
Директор филиала РГП «Енбек» - «Енбек - Кокшетау» Галымжан Айбасов говорит о том, что уже не первый год на республиканском уровне обсуждаются вопросы реорганизации республиканского государственного предприятия, являющегося монополистом в вопросах обеспечения жизнедеятельности исправительных учреждений, его децентрализации, которая должна привести к снижению стоимости содержания центрального аппарата, повышению самостоятельности и коммерческой гибкости филиалов.
Пока же Кокшетауский филиал РГП, равно, как и все иные, имеет право действовать только в строго очерченных рамках: расценки, размер арендной платы, заказы - все определяется сверху. Главный путь решения проблем трудоустройства осужденных Галым Сартаевич видит в расширении государственного заказа и предоставлении определенных льгот для РГП: «У нас нет никаких преференций в отличие, допустим, от крестьянских хозяйств, получающих субсидии, представителей малого и среднего бизнеса». В подтверждение целесообразности большей самостоятельности Галым Айбасов приводит такой пример: филиалу «Енбек - Кокшетау» принадлежит 400 га земли. Сейчас поля пустуют: «В аренду сдать не имеем права, продать не разрешают. Даже на покупку трактора необходимо разрешение сверху». Произойдет ли реорганизация РГП «Енбек», если да, то как скоро, решается, естественно, не на региональном уровне. А обеспечивать работой как можно большее количество осужденных надо уже сегодня.
- Будем стараться в полной мере использовать трудовой, производственный потенциал этого учреждения, находящегося на нашей территории, - говорил ознакомившийся с состоянием дел во время одного из посещений колонии аким Зерендинского района Аскар Муратулы. - У нас 40 детских мини-центров, некоторые из них не могут функционировать полный день из-за того, что не оборудованы должным образом. Убедился в том, что в колонии без проблем смогут делать деревянные двухъярусные детские кровати. Здесь же можно закупать и недорогие постельные принадлежности. В этом году мы установили 10-12 км заборов, закупали в частных фирмах, будем стараться размещать подобные заказы здесь.
Но, конечно, все планы должны осуществляться при соблюдении буквы закона о госзакупках, правил проведения тендеров, не ущемляя интересов других субъектов бизнеса. Так что РГП «Енбек - Кокшетау» конкуренцию придется выдержать немалую.
Другой путь повысить уровень трудозанятости осужденных, о котором, собственно, и идет речь в Плане нации - участие малого и среднего бизнеса. Причем, на взаимовыгодной основе.
Об этом говорится на каждом дне открытых дверей для субъектов МСБ. Помощь в ежеквартальном их проведении оказывает региональная Палата предпринимателей. Приезжают пять-шесть бизнесменов, смотрят, оценивают возможности: действующие цеха, пустующие помещения, бывшие когда-то таковыми, условия их аренды, уровень квалификации потенциальной рабочей силы. Возвращаются с конкретными бизнес-проектами, воплощают их в жизнь - единицы. Происходит это по разным причинам. - «Договор с нами РГП «Енбек» заключает на год, мы вложим деньги, где гарантия, что через год договор с нами продлят на тех же условиях», - сомневаются многие из них. Некоторых смущает стоимость производимой продукции: «Стоимость комплекта зимней спецодежды - 12 тыс. тенге. У такого же комплекта российского производства - чуть больше 13-ти. Завезу сырье, закажу партию, а смогу ли реализовать?».
При этом все отмечают, что величина арендной платы гораздо ниже, чем в городе, понимают, что проблем с дисциплиной работников не будет, как и прогулов, попыток утаить часть произведенной продукции.
Играют роль и факторы, от предпринимателей и РГП «Енбек Кокшетау» независящие. Руководитель ТОО «Кускен» Руслан Зейнулин после посещения учреждения уже был готов открыть пусть небольшое, но по всем расчетам рентабельное производство. Но новый курс тенге заставил его вернуться к калькулятору: «Теперь не знаю, хватит ли у меня возможностей, буду думать».
Владелец КХ «Арнур» Арон Омаров пока не может решить проблему залогового имущества для того, чтобы взять кредит на производство соли-лизунца для скота. Но от планов своих не отказывается.
Несколько предпринимателей все-таки нашли свою нишу, организовали бизнес на территории колонии. В ИП «Казбеков» трудятся пятеро осужденных, в ИП «Ковалев» - шестеро, в ТОО «Керей», производящем овощные консервы, - четверо.
Усилия, которые прикладывают государственные органы для ресоциализации людей, закон преступивших и отбывающих соответствующее наказание, не могут не дать результатов. Для того, чтобы они закрыли дверь колонии однажды и навсегда делается многое. Участие бизнеса может повысить эффективность этой работы многократно. Поиск оптимального, взаимовыгодного сотрудничества - дело сложное, требующее детальных расчетов. И делать их необходимо быстрее. Уж очень велика социальная значимость проблемы возвращения «из мест не столь отдаленных» к семьям, ко всем нам людей не сломавшихся, а приобретших профессиональные навыки, состоявшихся как мастер своего дела. Да и с гостинцами детям. Это тоже важно.
Суд в формате видеоконференции
План нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ создавался с участием мирового опыта, который изучался долгое время, - подчеркивал Глава государства на прошедшем в конце мая заседании Совета глав правительств СНГ и Евразийского межправительственного совета.
Каждая из предусмотренных в Национальном плане мер направлена на повышение уровня и качества жизни народа, повышение профессионализма и прозрачности действий власти.
Свою роль в реализации второй институциональной реформы - обеспечение верховенства закона - призвано сыграть и внедрение аудиовидеофиксации (АВФ) всех судебных процессов. О том, что это будет сделано повсеместно и в обязательном порядке, говорится в 20-м шаге Национального плана.
Обеспечение судов современными технологиями, компьютерной техникой, АВФ судебных процессов призвано в значительной мере повысить уровень открытости и доступности правосудия.
Сегодня аудиовидеофиксация судебных процессов переходит на новый этап развития, будет сопровождаться системой электронного протоколирования. Протоколы будут доступны для просмотра в электронном «Судебном кабинете».
Немаловажно, что система АВФ создает возможности дистанционного отправления правосудия методом видеоконференции. Эта система, хорошо зарекомендовавшая себя во многих зарубежных странах, позволяет на расстоянии исследовать доказательства, заслушивать объяснения участвующих в деле лиц, при необходимости обеспечивать оперативное взаимодействие со специалистами министерств внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты.
Судебный процесс в формате видеоконференции может проводиться только по желанию участников после подачи ими соответствующего ходатайства. Оно регистрируется, передается судье для рассмотрения и приобщается к делу. Содержание ходатайства отражается в протоколе судебного заседания. Секретарь судебного заседания в случае положительного решения, с учетом процессуального законодательства и при технической возможности, сообщает в суд по месту жительства лица, заявившего ходатайство, о дистанционном участии в судебном заседании.
После окончания судебного заседания аудиовидеофиксация судебного заседания просматривается, подписывается электронной цифровой подписью председательствующего по делу и секретаря судебного заседания и сохраняется на сервере системы АВФ в областном суде.
Протокол судебного заседания с применением средств АВФ по завершении судебного заседания передается в автоматизированном режиме в Единую автоматизированную информационно-аналитическую систему судебных органов в текстовом формате со ссылкой на АВФ. Срок хранения АВФ, приобщенной к материалам дела в качестве доказательства (например, аудио-видеофиксация осмотра места преступления), определяется судебным актом в соответствии с требованиями законодательства о судьбе вещественного доказательства.
У судьи не будет возможности для приостановки записи или редактирования материалов аудиовидеофиксации. Таким образом, будет сохранена открытость и прозрачность судебного процесса.
Целесообразность АВФ еще и в том, что она существенно экономит время, которое обычно уходит на составление протокола в бумажном формате, исчезает необходимость снимать многочисленные копии, исключается риск уничтожения, исчезновения, которому подвержены документы на бумажных носителях.
Самое главное, что повсеместное внедрение аудиовидеофиксации повышает возможности широкого общественного контроля гражданского общества за законностью отправления правосудия, беспристрастностью судей. А это позволит повысить степень доверия общества к национальной судебной системе.
Прозрачность, ведущая к доверию
В Плане нации Главы государства «100 конкретных шагов» немало внимания уделено обеспечению прозрачности деятельности правоохранительных органов, соблюдению этики сотрудниками и их ответственности перед гражданами.
С 1 января 2015 года вступил в силу в новой редакции Уголовно-исполнительный кодекс РК. Среди новшеств - классификация исправительных учреждений: минимальной безопасности - колонии-поселения; средней безопасности - исправительные колонии общего режима; средней безопасности для содержания несовершеннолетних - воспитательные колонии; полной безопасности - исправительные колонии строгого режима и т.д.
Отныне осужденные, отбывающие наказания в колониях-поселениях, смогут сами выбрать для себя режимы содержания. Какую дисциплинарную оценку поставят заключенному, по таким правилам он и будет жить. Сможет рассчитывать на льготы, если будет примерно себя вести, участвовать в мероприятиях и твердо встанет на путь исправления. В таком случае ему позволят свободно передвигаться по территории казенного учреждения, каждую неделю видеться с родными и даже время от времени ездить домой.
А вот тех, кто не будет подчиняться правилам, ждет строгий режим содержания. А именно: свидания раз в полгода, вместо общежития - камера, а ходить такой заключенный будет исключительно в строю. На данный момент в колониях и тюрьмах нашей страны отбывают наказание около пятидесяти тысяч человек.
Обо всем этом мы узнали на дне открытых дверей, состоявшемся в местном учреждении Комитета УИС МВД РК с приглашением родных и близких, друзей и знакомых осужденных, отбывающих наказание в отряде хозяйственного обслуживания.
Конечно же, такое мероприятие в силу специфики учреждения существенно отличается от проводимых вне зоны. Родственники осужденных, другие посетители проходили спецдосмотр, так как нельзя приносить спиртное, сотовые телефоны и другие запрещенные предметы. Да, долгожданная встреча близких людей проходила не так, как в криминальных сериалах, под лязг многочисленных ключей и замков, строгие команды надзирателей и конвоя. Но до места расположения спецконтингента нам все же пришлось преодолеть не один длинный коридор и лабиринт решеток. Иначе и быть не могло.
Как отметил заместитель начальника следственного изолятора по воспитательной работе капитан юстиции Мирхан Ахметжанов, в отряде хозяйственного обслуживания оставляют только положительно характеризующихся осужденных, срок заключения которых не превышает пяти лет, ранее несудимых. Остальные же, как только приговор вступает в законную силу, этапируются в учреждения с другими режимами содержания. Посетители на день открытых дверей приглашены, чтобы они увидели, в каких бытовых условиях содержатся осужденные, что никаких неправомерных действий в их отношении нет.
Зато есть библиотека с небольшим фондом произведений классиков литературы. Спортзал, столовая, спальные помещения. Комната информационно-воспитательной работы, где и проходила встреча. Глаза матерей, жен, братьев и сестер светились счастьем. Некоторые плакали, но помощь психолога никому не понадобилась. Не отказывались они и от беседы с нами. Мать осужденного Салия Ж.:
- Я - дочь фронтовика. В этом учреждении отбывает срок мой сын. Говорит, что осознал свою вину, исправится. Верю. Ведь одна воспитывала четверых детей, ничему плохому их не учила... Мать пытается успокоить сопровождающий нас начальник отряда капитан юстиции Чингиз Токтаров:
- Ваш сын переведен сюда за хорошее поведение и активное участие в спортивных и других мероприятиях.
Евгений, осужденный:
- По образованию я юрист. В 2010 году окончил колледж при академии «Көкше», но работал в рекламном агентстве монтажником. Здесь уже девять месяцев по своей глупости. В выходной день встретился со знакомым, выпили, подрались, потерпевший написал заявление в полицию...
Ирина, супруга осужденного:
- До этого с Женей виделись три месяца назад. Ждем с маленькой дочерью нашего папу и надеемся, что через полгода будем вместе. Пока живем у свекрови. Помогают родители. Мужу верю, он раскаивается.
Такие дни открытых дверей теперь будут проводиться ежеквартально. Но работы по обеспечению прозрачности деятельности правоохранительных органов в этом плане предстоит еще немало.
В рамках реформы введен новый институт службы пробации, с расширением и переориентацией функций уголовно-исполнительных инспекций на ресоциализацию осужденных и их адаптацию в обществе. Закреплена компетенция местных исполнительных органов в вопросах содействия трудового, бытового устройства бывших заключенных. Расширен спектр применения электронных средств слежения, сокращены сроки предоставления досрочного освобождения и замены наказания более мягким видом. Эти и другие меры можно считать отправной точкой реформы пенитенциарной системы, проводимой в Казахстане по поручению Главы государства.
Согласно Концепции правовой политики Республики Казахстан одним из наиболее актуальных вопросов системы исполнения уголовных наказаний является решение проблем трудовой занятости лиц, осужденных к лишению свободы. Именно поэтому в новом Уголовно-исполнительном кодексе нашли свое отражение нормы по обеспечению заключенных рабочими местами. Это, наряду с вознаграждением за труд, профессиональной ориентацией и обучением, является ключевым моментом по снижению тюремного населения в целом, в том числе в контексте общей профилактики преступности.