В сентябре 2023 года президент Казахстана поручил: цифровые платформы должны легализовать тех, кто работает через них — водителей, курьеров и других. Платформы также должны платить за них налоги. Это нужно, чтобы такие работники получали соцзащиту, пенсию и медстраховку, передает ИА «NewTimes.kz».
В ответ на эту задачу осенью 2023 года был запущен пилотный проект, в котором приняла участие компания «Яндекс.Такси». Ее техническое решение легло в основу модели: упрощенная регистрация индивидуального предпринимателя, автоматическое удержание и перечисление налогов и социальных отчислений, интеграция с государственными информационными системами.
14 марта 2025 года на заседании Национального курултая премьер-министр Олжас Бектенов подтвердил: цифровые платформы должны стать полноправными участниками трудовых отношений и нести ответственность за исполнителей. Министерствам было поручено отчитаться о ходе реализации этой политики.
Согласно официальному ответу Комитета государственных доходов от 3 июня 2025 года, интеграция с государственными системами завершена у трех платформ: «Яндекс.Такси», inDrive и Top.kz. Также начата интеграция с десятью другими: Qwork, Airba Fresh, ApartX, Wolt, Jumis Go, Easytap, Uvu, Choco Food, Arbuz.kz и Glovo.
Тем не менее, подавляющее большинство зарегистрированных исполнителей — водители «Яндекс.Такси»: более 80 тысяч из общего числа 83,2 тысячи ИП. По неофициальным данным, inDrive насчитывает около 50 тысяч водителей в Казахстане, однако лишь несколько тысяч из них имеют статус индивидуального предпринимателя. Это говорит о том, что даже при наличии нормативной базы процесс легализации идёт с серьезным отставанием.
По оценкам экспертов, в платформенной занятости в Казахстане участвуют от 500 тысяч до полутора миллионов человек. Однако спустя почти два года с начала реформы ее практическая реализация остается сосредоточенной в рамках одного оператора. Это создает риск перекоса: системная инициатива с высокой социальной значимостью пока так и не стала отраслевым стандартом.
При этом Комитет государственных доходов демонстрирует удивительную мягкость в вопросах контроля за соблюдением законодательства со стороны цифровых платформ. Это особенно контрастирует с более жестким подходом ведомства в отношении, например, блогеров. Почему в отношении крупных онлайн-сервисов не проявляется сопоставимая настойчивость и последовательность?
Ситуация требует трезвого анализа. Почему другие платформы до сих пор не вышли на продуктивный уровень участия? Какие барьеры остаются — технологические, организационные, экономические? Ответы на эти вопросы критически важны. Без них инициатива, призванная обеспечить базовые права сотен тысяч граждан, так и останется декларативной.