В интервью журналисту ИА «NewTimes.kz», Омирбек Жанкуатов, который переехал из Алматы в село Косозен Алматинской области, рассказал, как вместо скучного заучивания слов и перевода текстов он учит школьников английскому с помощью музыки.
По его словам, он использует программу GarageBand, создавая ритмы под слова, грамматику и неправильные глаголы, что помогает детям запоминать материал гораздо быстрее и интереснее.
«Когда я только начал использовать музыку, коллеги и завучи удивлялись: «Почему у тебя урок по музыке? Надо по документам!» Но я настоял на своём, и со временем все увидели, что детям это нравится и методика работает. Просто заучивать слова скучно, а через музыку им интересно. Например, мы проговариваем дни недели — Monday, Tuesday, Wednesday — под бит, и они запоминаются моментально»,— поделился Омирбек.
Педагог также рекомендует детям и всем, кто только начинает изучать английский, смотреть фильмы на языке оригинала, но только те, которые они уже видели на родном языке и хорошо запомнили. По его мнению, это помогает переводить фразы в голове и запоминать их. Новые фильмы для начинающих, уверен он, оказываются малоэффективными.
ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ МОГУТ ВЫУЧИТЬ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ПОСЛЕ 11 ЛЕТ УЧЕБЫ?
По мнению Омирбека, причина того, что многие дети плохо владеют английским, кроется в устаревшей и неэффективной школьной программе. После 11 лет изучения языка школьники часто так и не овладевают им в полной мере: система перегружена, а учебные материалы редко соответствуют реальному уровню учеников.
«Нужно начинать с базового — давать подходящие книги и упражнения, использовать интерактивные методы, чтобы язык применялся в жизни. Вот, например, в 10 классе есть учебник Action. Он делится на гуманитарное и технологическое направления. И там темы — про ДНК, робототехнику, CPU, химию. Видимо, министерство считает, что так дети узнают больше научных терминов на английском. Но ведь сначала нужно выучить сам язык.Зачем школьникам ДНК и Эйнштейн, если они не могут заказать еду в кафе или объясниться в аэропорту? Лучше начинать с простого, жизненного английского, как на языковых курсах»,— рассказывает Омирбек.
Омирбек Жанкуатов также отмечает, что проблема кроется в самих учителях: многие из них, обучавшиеся по старой системе, знают английский лишь в рамках школьных учебников и не могут свободно общаться с носителями языка. Соответственно, они не способны дать детям глубокие знания. Еще одной проблемой он считает частые декретные отпуска у учителей-женщин, из-за чего педагоги не успевают совершенствовать свои навыки и тем самым снижают эффективность обучения.
«Если бы я был директором, ввел бы правило: пришла работать в школу — нельзя уходить в декрет пять лет. Сейчас как бывает: вышла замуж, родила через два года, ушла в декрет, отдохнула, вернулась, чуть поработала и снова ушла. Школа превращается в decret company, честное слово. Учительница ведёт английский в пятом классе, в седьмом её нет, в восьмом вернулась, уже всё забыла, потом снова уходит. А потом удивляемся, почему у детей нет знаний — потому что нет системы. Если бы я мог что-то изменить, я бы сделал так: пришла в пятый класс — доведи учеников хотя бы до десятого. Сформируй уровень, потом отдыхай. В 11-м пусть другие готовят к экзаменам. Вернулась — сдаёшь тест. Сдала — работай, не сдала — значит не работаешь»,— заявил учитель.
Стоит отметить, что Омирбек Жанкуатов участвовал в конкурсе «Учитель года» — сначала на уровне школы, затем района — и одержал победу. Его ученики также занимали призовые места на различных конкурсах. При этом для него главное не награды и грамоты, а то, что дети действительно любят английский и успешно осваивают язык.
КТО ТАКОЙ ОМИРБЕК ЖАНКУАТОВ?
Жанкуатов Омирбек родился в Узбекистане и вскоре переехал в Казахстан, когда учился в пятом классе. Уже тогда его образовательный путь был нестандартным: сначала он пошёл в пятый класс в Талгаре, поскольку программа отличалась от узбекской, а позже поступил в казахско-турецкий лицей.
До переезда в лицей Омирбек не изучал английский язык, но случайный тест изменил его жизнь. Вместе с другом он пришёл сдавать экзамен на поступление, и, хотя сам был средним учеником, прошёл все этапы отбора — включая обучение в «Дарыне» и второй тест — и в итоге стал одним из 75 выбранных учеников. В лицее он начал изучать английский с седьмого класса, уделяя языку по 16 часов в неделю — значительно больше, чем в обычных школах. Уже с восьмого класса физика, математика, химия и геометрия преподавались на английском, а учебники тоже были на иностранном языке.
Примерно в восьмом классе Омирбек понял, что хочет стать преподавателем английского и турецкого. В лицее царила особая атмосфера: учителя из Турции использовали нестандартные методики, проводились конкурсы, показывались фильмы и исполнялись песни. Эти практики оказали большое влияние на его будущую работу, и многие элементы он применяет и сегодня в своей педагогике.
После окончания лицея Омирбек пытался попробовать себя в медицине, но понял, что это не его путь. Он поступил в СДУ, отучился четыре года и начал работать преподавателем. Сегодня он уже восьмой год преподаёт английский язык, совмещая традиционные методы с инновационными подходами.