вторник, 29 июля 2025 г.
icon
541.45
icon
631.17
icon
6.78
Алматы:
icon
31oC
Астана:
icon
21oC
×

ЕС разрешил транзит казахстанского угля через российские порты

Европейский союз согласился частично смягчить санкционные ограничения, затруднявшие экспорт казахстанского угля в Европу через российские порты, передает ИА «NewTimes.kz»

Фото: pexels
Фото: pexels

Как сообщили в Министерстве торговли и интеграции РК, соответствующие поправки были включены в 18-й санкционный пакет ЕС.

Ранее, в феврале 2025 года, в рамках 16-го пакета санкций Евросоюз ввел запрет на любые сделки с рядом российских портов, включая Усть-Лугу — ключевую транзитную точку для поставок казахстанского угля в страны ЕС. Это поставило под угрозу устойчивость экспортных маршрутов и вызвало обеспокоенность казахстанской стороны.

Для разрешения ситуации Министерство торговли и интеграции Казахстана совместно с Министерством иностранных дел и представительством РК при ЕС провели переговоры с европейскими партнерами и направили в Европейскую комиссию официальное ходатайство о внесении изменений в санкционный режим.

В результате консультаций ЕС согласился на исключение из-под запрета транзитных операций с казахстанским углем при соблюдении ряда условий:

  • уголь должен происходить исключительно с территории Казахстана;
  • право собственности на груз не должно принадлежать резидентам стран, находящихся под санкциями;
  • российские порты могут использоваться только как транзитные пункты – без закупки или переработки продукции на их территории.

Экспорт под давлением

По официальной статистике, в 2022 году Казахстан поставил в ЕС 4,4 млн тонн угля на сумму $419,2 млн (45% от всего экспорта угля), в 2023 году – уже 6,1 млн тонн на $382 млн (54,3%), а в 2024-м – 5,2 млн тонн на $312,5 млн (51,8%). За первые пять месяцев 2025 года поставки снизились до 1,6 млн тонн на $82,9 млн, что составляет 38,5% от общего объема экспорта угля.

Власти Казахстана рассчитывают, что достигнутые договоренности помогут восстановить прежние объемы поставок и укрепить устойчивость логистических маршрутов.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0