Генпрокуратуре не понравилась инициатива депутата менять Конституцию ради задержанных

Первый заместитель генерального прокурора Казахстана Жандос Умиралиев заявил, что предлагаемое изменение статьи 16 Конституции в части сокращения сроков задержания без санкции суда с 72 до 48 часов требует осторожного и взвешенного подхода, передает ИА «NewTimes.kz».

Иллюстрация сгенерирована нейросетью

По его словам, базовые гарантии прав и свобод уже закреплены в Основном законе, а конкретные процессуальные сроки детально регулируются уголовно-процессуальным законодательством.

Он отметил, что действующая редакция Уголовно-процессуального кодекса уже предусматривает задержание до 48 часов и продление до 72 часов в исключительных случаях, а правоприменительная практика в целом следует этим нормам. По данным Генпрокуратуры, в настоящее время в 85% случаев срок задержания без санкции суда не превышает 48 часов, чему способствует внедрение цифровой экосистемы электронного уголовного дела.

«Детализация в Конституции 48-часового срока задержания и оснований его продления в исключительных случаях, на наш взгляд, является излишней, поскольку это предмет регулирования Уголовно-процессуального кодекса. Сегодня эти нормы уже действуют, а цифровизация позволяет следствию принимать решения об избрании меры пресечения или освобождении задержанного в течение 24–36 часов», — заявил Умиралиев.

Ранее депутат Мажилиса Снежанна Имашева выступила с предложением закрепить в Конституции сокращение срока задержания без судебного решения до 48 часов, оставив возможность продления до 72 часов лишь в исключительных случаях, прямо установленных законом.

«Слово “гарантируется” подчёркивает обязанность государства реально обеспечить эту защиту, а не просто провозглашать принцип. Также здесь в пункте 2 меняется порог задержания без суда — не более 48 часов, а до 72 часов только в исключительных случаях, прямо установленных законом. Новый пункт 3 — обязательное разъяснение прав в момент задержания. Прямо вводится конституционная гарантия: в момент задержания человеку должны быть разъяснены основания ограничения свободы и его права», — подчеркнула депутат.