Депутат мажилиса Елнур Бейсенбаев заявил, что рынок такси в Казахстане фактически работает вне правового поля, и направил запрос министру транспорта, передает ИА «NewTimes.kz».
По его словам, в сфере перевозок сегодня заняты более 500 тысяч водителей, однако эта цифра до сих пор остается неофициальной — даже сами агрегаторы не могут предоставить точные данные.
«Это нонсенс для современного цифрового общества, особенно когда глава государства ставит конкретные задачи по цифровизации и созданию цифровых двойников отраслей экономики», — заявил Бейсенбаев, выступая в мажилисе.
Депутат отметил, что агрегаторы такси стали неотъемлемой частью повседневной жизни казахстанцев и ежегодно обеспечивают более 150 миллионов поездок. При этом объем рынка, по разным оценкам, достигает 500 млрд тенге, но его регулирование остается крайне слабым.
«Это судьбы людей, их жизнь и здоровье, которые мы обязаны защищать на законодательном уровне», — подчеркнул он.
Бейсенбаев указал, что в законодательстве до сих пор используются термины «советских времен», которые не отражают реальную модель работы цифровых платформ.
«Деятельность таких сервисов, как Яндекс, InDriver, Apparu и других, по сути, находится в серой зоне. Не урегулированы вопросы ответственности, стандартов безопасности, алгоритмов, страхования и защиты прав пассажиров и водителей», — сказал депутат.
Он добавил, что в законе отсутствует даже чёткое определение понятия “водитель такси”, а также разграничение обязанностей между водителем, таксопарком и агрегатором, что приводит к социальной незащищенности таксистов.
Отдельно депутат остановился на вопросах безопасности пассажиров. По его словам, ежедневные медицинские осмотры носят формальный характер, а поездки зачастую не страхуются.
«Нет достоверной проверки водительских прав, технического осмотра и документов на автомобиль. По сути, к выполнению заказов могут быть допущены люди без прав и на потенциально опасных автомобилях», — заявил он.
Кроме того, по словам депутата, некоторые агрегаторы:
• не показывают реальную стоимость поездки;
• не предоставляют возможность безналичной оплаты;
• не контролируют скорость и отклонения от маршрута;
• не имеют кнопки вызова экстренных служб и круглосуточной поддержки.
Что предлагает депутат
В своем запросе Елнур Бейсенбаев предложил ряд конкретных мер:
• разграничить функции диспетчерских служб и цифровых платформ;
• законодательно закрепить статус водителя такси, его права и обязанности;
• запретить передачу заказов третьим лицам;
• заменить формальные осмотры обязательным регулярным медобследованием с цифровым контролем;
• обязать агрегаторов страховать жизнь и здоровье пассажиров и водителей на каждую поездку;
• обеспечить прозрачность стоимости, контроль скорости, маршрута и проверку данных водителей через госбазы.
«Сегодня миллионы граждан ежедневно пользуются такси и подвергаются потенциальному риску, а водители остаются социально незащищенными. Эту ситуацию необходимо срочно менять», — резюмировал депутат.
Ранее акмолинские полицейские установили личность пассажира, не оплатившего проезд глухонемому таксисту, который привез его в Кокшетау из столицы. Инцидент вызвал широкий резонанс в Сети.