Министерство внутренних дел Казахстана направило в Мажилис законопроект, который регулирует правила использования электросамокатов в стране. Прокомментировал ситуацию Мусалав Алибеков, руководитель отечественной кикшеринговой компании JET, передает ИА «NewTimes.kz».
По мнению Алибекова, главный нонсенс предложенной реформы заключается в том, что она фактически отправляет пользователей электросамокатов — как клиентов шеринговых сервисов, так и владельцев частных устройств — на проезжую часть, лишая их права передвигаться по тротуарам. Это неизбежно приведет к конфликтам с автомобилями и, как минимум, к росту количества тяжелых ДТП. При этом электровелосипеды, обычные велосипеды подобным ограничениям не подвергаются — им по-прежнему разрешено движение по тротуарам и пешеходным зонам.
В 2017 году велосипедам, наоборот, разрешили ездить по тротуарам. Статистика 2012–2017 годов показала высокий уровень травматизма среди велосипедистов, и тогда власти смягчили требования. Сейчас же, по словам экспертов, государство фактически наступает на те же грабли — предлагая вновь выдавить уязвимых участников движения на проезжую часть.
Алибеков подчеркивает, что регулирование должно быть единообразным и сопоставимым с велосипедами, поскольку инфраструктура автомобильных дорог Казахстана пока не готова к безопасному передвижению ни на электросамокатах, ни на велосипедах. А культура вождения автомобилей создает угрозу жизни пользователей микромобильности.
«Запрет на передвижение по тротуарам может быть введен только при наличии развитой сети велодорожек и сопутствующих мер безопасности. В частности, необходимо снижать разрешенную скорость автомобилей в городах до 30 км/ч и закрепить обязанность водителей соблюдать дистанцию не менее одного метра при обгоне самоката или велосипеда», — отмечает он.
Экспертное сообщество уверено: вытеснение электросамокатов и велосипедов исключительно на проезжую часть неизбежно приведет к росту тяжелого травматизма и смертности.
По словам Алибекова, создается впечатление, что МВД не справляется с уже имеющимися полномочиями, хотя их более чем достаточно для регулирования, выявления нарушителей и привлечения к ответственности. При этом многие меры, предлагаемые законопроектом, например страхование каждой поездки, давно добровольно реализуются шеринговыми компаниями.
«Каждая поездка застрахована, и при наступлении страхового случая выплаты производятся», — подчеркивает он.
Отдельно Алибеков указывает на критическую нехватку велоинфраструктуры:
«Даже в Астане и Алматы сеть велодорожек недостаточна, а существующие участки не связаны между собой и не формируют единую безопасную систему. В таких условиях государство хочет отправить людей на проезжую часть — фактически под колеса автомобилей, которых с каждым годом становится все больше».
В завершение он отмечает, что популярность электросамокатов растет по объективным причинам: общественный транспорт не всегда справляется с нагрузкой, пробки ухудшаются, а самокат позволяет экономить до часа времени в час пик.
«В Алматы с весны по декабрь только на шеринговых самокатах совершается более 100 тысяч поездок в месяц — это 100 тысяч потенциальных поездок на машинах, такси или автобусах. И это без учета огромного парка частных электросамокатов. И всех этих людей МВД и часть депутатов хотят отправить на проезжую часть», — говорит он.
Отмечается, что соавторами законопроекта являются депутаты Мажилиса Парламента Екатерина Васильевна Смышляева и Юлия Владимировна Кучинская.