За всю свою новейшую историю Казахстан сформировал образ государства, которое стремится быть мостом между сторонами конфликта и предлагает уникальную дипломатию равновесия.
Позиция Казахстана как стабильного и мирного посредника в процессе разрешения конфликтов между странами — это не случайный выбор, а результат долгой, последовательной работы, опирающейся на многовекторную внешнюю политику, исторический опыт и умение вести диалог на равных с различными центрами силы.
Как отметил эксперт отдела международной безопасности КИСИ при Президенте РК Темирлан Абугали, инициативы Казахстана в области медиации и мирного урегулирования формируют образ страны как нейтрального и ответственного участника международных отношений. Это, в свою очередь, повышает политический вес государства на мировой арене.
«Благодаря миротворческим усилиям Казахстан получает возможность участвовать в переговорах на равных с ведущими мировыми державами, оказывая влияние на формирование глобальной повестки. Доверие к нашей стране как к надежному посреднику в урегулировании международных конфликтов способствует укреплению двусторонних связей, повышает ее инвестиционную и туристическую привлекательность, а также усиливает позиции в международных организациях. Поддержка стран-членов нередко играет решающую роль при выдвижении кандидатур Казахстана на ключевые посты. Так, в 2017–2018 годах наша страна была избрана в состав Совета Безопасности ООН», — подчеркнул Темирлан Абугали.
Один из напряженных горячих очагов на пространстве Евразии сегодня — конфликт между Россией и Украиной. В начале 2025 года президент Касым-Жомарт Токаев подчеркивал, что Казахстан всегда готов помочь в разрешении международных проблем, но при этом «не напрашивается» в посредники.
Такой подход отражает стратегию страны — действовать в рамках своих возможностей, но использовать их максимально эффективно. В то же время Астана осознает, что международная напряженность напрямую влияет на торговлю, инвестиции и политические контакты Казахстана. Поэтому страна заинтересована в минимизации негативных последствий внешних кризисов и в сохранении прагматичных отношений с разными государствами.
Эксперт КИСИ обратил внимание на то, что Казахстан неоднократно заявлял о готовности выступить посредником и предоставить переговорную площадку для урегулирования российско-украинского конфликта, начиная с первых дней его обострения в феврале 2022 года.
«Наша позиция в этом вопросе остается неизменной. Дипломатические каналы Казахстана открыты для таких инициатив, и в случае заинтересованности сторон — готовы содействовать проведению переговоров. При этом для нашей страны принципиального значения не имеет, на какой территории будут проходить переговоры между Россией и Украиной. Главным для нас остается достижение мира и нормализация отношений между конфликтующими сторонами», — отметил Темирлан Абугали.
На практике переговорный потенциал Казахстана проявлялся многократно. В Астане проходили раунды переговоров по урегулированию сирийского конфликта, где Казахстан обеспечил нейтральную площадку для диалога. Страна участвовала в решении водно-энергетических споров в Центральной Азии, а также предоставила территорию для переговоров по иранской ядерной программе.
«Среди наиболее ярких примеров можно отметить два раунда переговоров между Ираном и «шестеркой» мировых держав (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия), состоявшиеся в 2013 году в Алматы. Дипломатическая инициатива нашей страны внесла вклад в достижение консенсуса между заинтересованными сторонами, что в итоге привело к подписанию в 2015 году Совместного всеобъемлющего плана действий», — рассказал эксперт.
Еще одним примером миротворческой деятельности Казахстана он назвал предоставление площадки для переговоров между Азербайджаном и Арменией. 10–11 мая 2024 года в Алматы прошли встречи на уровне министров иностранных дел двух стран, в которых принял участие и глава МИД РК Мурат Нуртлеу.
На переговорах обсуждались заключение мирного соглашения и вопросы делимитации границы. Среди других инициатив эксперт отметил многочисленные встречи, проходившие в Казахстане в рамках таких международных организаций, как СВМДА, ШОС, ОБСЕ и ОДКБ.
Поддержка мирных инициатив — часть долгосрочной дипломатической философии Казахстана, которая берет начало в 1990-х годах, когда республика добровольно отказалась от четвертого по величине в мире ядерного арсенала. Это решение стало символом приверженности глобальной безопасности и заложило фундамент для будущих миротворческих шагов.
В XXI веке Астана продолжила укреплять этот образ: от организации международных форумов по безопасности до активного участия в работе ООН. Казахстан не претендует на роль «главного посредника», но стремится быть страной, куда можно обратиться за помощью в трудный момент.