Казахстан полностью поддерживает Авазскую программу действий в качестве дорожной карты на пути к устойчивому, инклюзивному и устойчивому будущему. Об этом заявил Касым-Жомарт Токаев на Третьей конференции Организации Объединенных Наций по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю.
Президент РК отметил, что республика совместно с партнерами прилагает значительные усилия по укреплению региональной взаимосвязанности, продвижению цифровой трансформации и содействию долгосрочному устойчивому росту. Результаты проводимой работы, обсудили с доктором исторических наук, доцентом кафедры политологии Университета мировой экономики и дипломатии Узбекистана Ранохон Турсуновой.
Ранохон Юсубжановна, Касым-Жомарт Токаев заявил, что развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, должны рассматриваться как равные и перспективные партнеры в формировании решений глобальной повестки дня. Хотелось бы услышать Ваше мнение.
Президент Казахстана на конференции особо подчеркнул, что голоса развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, должны быть громче, сотрудничество – глубже, а коллективные амбиции – смелее. Это важно. Ведь у таких государств существует ряд «хронически» острых тем, которые остаются актуальными вне зависимости от времени. Их объединяет ограниченный доступ к глобальной торговле, уязвимость к внешним шокам и зависимость от транзитных стран. Среди наиболее острых и ключевых тем:
Именно эти вопросы представляют собой перманентные вызовы, которые международное сообщество и сами страны, не имеющие выхода к морю, стремятся решать через международное сотрудничество.
Глава нашего государства отметил, что только путём укрепления международного партнёрства есть возможность обеспечения того, чтобы развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, оставались неотъемлемой частью глобальной повестки дня в области развития. По вашему мнению, насколько устойчиво развитие РК в сравнении с другими государствами Центральной Азии с похожей ситуацией?
Развитие Республики Казахстан среди стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, на сегодняшний день является наиболее устойчивым и сбалансированным по ряду ключевых параметров. Это результат системных реформ, геостратегического позиционирования, а также значительных инвестиций в инфраструктуру и человеческий капитал. Среди явных преимуществ Казахстана необходимо указать: инфраструктурное лидерство, развитие сухих портов, мультимодальные терминалы, строительство железных дорог и портов на Каспии. Кстати, РК – единственная страна в регионе, имеющая прямой выход к морю через мультимодальный Каспийско-Черноморский маршрут. Казахстан имеет доступ к глобальным финансовым рынкам. Например, Astana International Financial Centre (AIFC) позволяет привлекать инвестиции, опираясь на английское право и международные стандарты. Казахстан – крупнейший получатель прямых иностранных инвестиций в регионе. И таких примеров много, что позволяет сделать вывод: РК наиболее устойчиво развивающаяся страна среди государств Центральной Азии, не имеющих выхода к открытому морю. Однако, чтобы сохранить лидерство и соответствовать Целям устойчивого развития (ЦУР), стране важно ускорить «зелёную» трансформацию, углубить экономическую диверсификацию и усилить человеческий капитал.
Какие шаги предпринимает Казахстан для минимизации экономических потерь, связанных с его географическим положением?
Казахстан, как одна из крупнейших стран мира, не имеющих выхода к морю, предпринимает широкий спектр стратегических шагов для минимизации экономических потерь, обусловленных его географическим положением. Эти меры охватывают транспорт, торговлю, цифровизацию, логистику, внешнюю политику и диверсификацию экономики.
Страна мощно инвестирует в мультимодальные коридоры, среди которых: Средний коридор (TITR, Транскаспийский маршрут) – альтернативный путь между Китаем и Европой; порты на Каспии (Актау, Курык): модернизация терминалов и строительство новых мощностей; сухие порты, в частности, «Хоргос – Восточные ворота» на границе с Китаем. В республике совершенствуются автомагистрали, например, «Западная Европа – Западный Китай»; идет подключение к железнодорожным проектам (Туркменистан, Иран, Азербайджан). В результате, Казахстан всё активнее претендует на то, чтобы стать транзитным хабом между Азией и Европой. В РК усиливается поддержка региональной торговли: продвигается товарооборот с Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и КНР. Снижаются транзакционные издержки в торговле. Активно внедряется система «единого окна» для экспортёров и импортеров. Страна демонстрирует многовекторную внешнеэкономическую политику через участие в ШОС, ЕАЭС, ОЭС и других организациях; ведет активную дипломатию на площадках ООН, ВТО, ОИС и других; продвигает идею транспортной дипломатии как ключевого инструмента на мировой арене. Казахстан стремится уйти от зависимости от сырьевого экспорта. Таким образом, республика минимизирует потери от своей «безморской» географии не устранением барьера, а превращением его в возможность – стать мостом между Востоком и Западом, Югом и Севером. Это достигается за счет: развития коридоров и портов; снижения транспортных издержек; цифровизацию логистики; торговую дипломатию и интеграцию; разнообразие внешних рынков, экспорт нефинансовых товаров и услуг.
Насколько эффективно страны Центральной Азии реализуют Венскую программу действий для государств, не имеющих выхода к морю?
Реализация Венской программы действий для государств, не имеющих выхода к морю на 2014–2024 гг. странами Центральной Азии – это сложный, неоднородный процесс. Он включает как положительные примеры прогресса, так и значительные вызовы, мешающие полной реализации целей программы. Венская программа действий направлена на: улучшение транспортной инфраструктуры; повышение конкурентоспособности в торговле; снижение логистических издержек; повышение устойчивости к внешним уязвимостям; развитие сотрудничества и партнёрств.
Так, в вопросе развития транспортной инфраструктуры Казахстан вложил значительные средства в модернизацию железных дорог и строительство портов на Каспии (Актау, Курык). Активно участвует в проекте Среднего коридора. Узбекистан улучшил автомобильные и железнодорожные коридоры, особенно в направлении Китая и Афганистана. Туркменистан построил и развивает порт Туркменбаши, продвигает транспортный коридор «Ляпис-Лазули».
На сегодняшний день развитие транспорта – один из самых успешно реализуемых компонентов Венской программы действий для государств, не имеющих выхода к морю, на примере стран Центральной Азии. В вопросе упрощения торговых процедур страны ЦА активно внедряют электронные таможенные системы, «единое окно», например, в Казахстане и Узбекистане, разрабатываются национальные торговые порталы и системы отслеживания транзита. Также активизируется участие в международных соглашениях, включая ВТО, TRACECA и UNESCAP. Центральная Азия после 2017 года демонстрирует активность в координации совместных усилий по интеграции транспортных сетей, проекты типа «Цифровой шёлковый путь». Особо стоит выделить Узбекистан и Казахстан, которые являются лидерами в продвижении транзитной кооперации и цифровой логистики. В итоге, текущий уровень взаимодействия между странами растёт, однако остаются барьеры: различия в таможенных режимах, нормативной базе и политических подходах.
Президент Токаев отметил, что Казахстан совместно с партнерами прилагает значительные усилия по укреплению региональной взаимосвязанности, продвижению цифровой трансформации и содействию долгосрочному устойчивому росту. На ваш взгляд, какие инфраструктурные проекты сейчас наиболее важны для устойчивого развития стран региона?
Ключевыми инфраструктурными проектами в Центральной Азии, особенно важными для устойчивого развития стран без выхода к морю, в первую очередь являются:
Железная дорога China–Kyrgyzstan–Uzbekistan. Она соединяет Кашгар (Китай) с Андижаном (Узбекистан) через Кыргызстан. Запуск планируется к 2029 году. Проект позволит сократить время транзита на 7–10 дней, что критически важно для стран региона, расширяя доступ к рынкам и укрепляя логистику.
Uzbekistan–Afghanistan–Pakistan Railway (Trans-Afghan Railway) – проект протяженностью около 774 км, соединяющий Узбекистан с Пакистаном через Афганистан. Его реализация сократит время доставки на 5 дней и усилит торговые связи с Южным и Южноазиатскими рынками.
Five Nations Railway Corridor (Иран–Афганистан–Таджикистан–Киргизия–Китай) – транспортная трасса длиной около 2 100 км. Даст Таджикистану и Кыргызстану прямой доступ к иранским портам (Чабахар, Бандар-Аббас) и далее в Европу, снижая зависимость от туркменских и узбекских маршрутов.
Транскаспийский международный транспортный коридор (TITR) активно развивается: в 2024 году объём перевалки грузов составил свыше 4,5 млн тонн, а к 2028 году прогнозируется рост до 10 млн тонн. В рамках реализации проекта ведётся расширение порта Актау (до 240 000 TEU), модернизация автодорог, железнодорожной и аэропортовой инфраструктуры в Мангистауской области.
Кроме того, полным ходом идёт развитие цифровой инфраструктуры. Особого внимания заслуживает проект Digital Silk Way – транскаспийские волоконно-оптические линии связи между Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном, проходящие через Кавказ. Коридор охватит до 1,8 млрд пользователей, ускорит цифровизацию региона и развитие международных телекоммуникационных связей. На роль региональных цифровых хабов претендуют: IT Park Uzbekistan, запущенный в мае 2025 года как экспериментальная зона транснациональной IT-деятельности и AI-кластер «Area AI» в Таджикистане, ориентированный на разработку языковых моделей и развитие цифровой инфраструктуры.
Таким образом, в регионе реализуются стратегически значимые проекты, направленные на устойчивое экономическое развитие, укрепление региональной интеграции и снижение логистических и климатических рисков.
Какие долгосрочные выгоды может получить Казахстан от участия в таких международных конференциях ООН?
На Третьей конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю были рассмотрены актуальные вопросы укрепления транспортной взаимосвязанности, повышения устойчивости к изменению климата и вызовам окружающей среды, достижения прогресса в реализации Целей устойчивого развития. Участие Казахстана в конференции, проводимой в Авазе, Туркменистан, может принести стране ряд долгосрочных выгод, как в экономической, так и в политической, институциональной и геополитической сферах. Так, РК может получить доступ к международным финансовым инструментам для развития транспортных коридоров, например, программам ООН, Всемирного банка, Азиатского банка развития. Кроме того, возможно содействие в модернизации инфраструктуры, в частности, в развитии сухопутных маршрутов, таких как Средний коридор (Транскаспийский международный транспортный маршрут), с упором на мультимодальные перевозки и цифровизацию логистики.
Также Казахстан может использовать площадку конференции для продвижения региональных инициатив, таких как: «транспортная дипломатия», «зеленый коридор» для транзита товаров, снижение барьеров на границах и упрощение таможенных процедур. Активная позиция на столь высоком уровне усилит роль Казахстана как регионального хаба, а также повысит значимость инфраструктурных проектов, таких как порты на Каспии (Актау, Курык), железнодорожные маршруты, например, «Дружба – Алашанькоу» и «Китай – Европа» через РК. Важно также понимать, что Третья конференция ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, – это еще и обмен опытом: Казахстан может перенимать успешные практики других стран и продвигать собственные наработки. Таким образом, участие республики в данной конференции представляет собой не просто дипломатическое мероприятие, а инструмент формирования долгосрочной стратегии устойчивого развития.