В Астане начали снос дома, несмотря на находившихся внутри детей

9 июля в Астане строители снесли крышу жилого дома, в котором находились пятилетний ребенок и 17-летний подросток. Родители убеждены – это было покушение на жизнь, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Гульмира и Аскар Тлеубаевы живут на левом берегу Астаны в частном доме. Однако речь не идет об уютном районе с асфальтом и инфраструктурой – их участок окружен строительным забором, мусором, пылью и глиной. Крыша дома частично разрушена. Еще год назад здесь находились дачные участки, но позже компания ТОО «BestStroy» начала застройку жилого комплекса. Дачи снесли, а семья Тлеубаевых осталась на своем месте. Стройка продолжилась вокруг них.

Ситуация обострилась недавно. Пока родителей не было дома, в здании оставались двое детей – пятилетний и семнадцатилетний. По словам семьи, именно в этот момент рабочие приступили к демонтажу крыши с помощью строительного крана. Как рассказали Тлеубаевы, подрядчики уверяли, что у них есть разрешение на выселение. Однако подробностей документа семья не видела.


Журналисту удалось встретиться с Гульмирой и Аскаром. По словам супругов, младший сын сам позвонил им и сообщил, что дом начали сносить. Когда они приехали обратно, начальник охраны отказался их впустить.

«Сын испугался и выбежал на улицу. В этот момент они трактором задели дом – и только тогда остановились. Старший охранник вместе с прорабом отвели моего сына в сторону и удерживали его. Мы в это время были у судебного исполнителя — нас только что вызвали. Вернулись буквально через десять минут, но на территорию нас не пустили. Я позвонил им: “Где вы? Почему не пускаете?” – в ответ: “У тебя доступа нет”. Сказали: “Приходите через два часа, тогда поговорим”. Я снова набрал прораба – он повторил то же самое. Тогда стало понятно, что все это спланировано заранее, с участием судебного исполнителя. Мы отошли, и в этот момент они продолжили ломать дом», – рассказывает Аскар.




Из-за поврежденной крыши в доме отсутствуют вода и отопление. Электричество пока есть – оно подключено еще со времен дачного массива. Воду носят вручную с противоположной стороны дороги. Продукты купить непросто: охрана не всегда пускает или выпускает с территории.

«Продукты таскать не можем, здесь невозможно пять баклашек с собой нести, – говорит Гульмира. Даже моего врача сюда не пускают, чтобы мне укол поставили. Если наш дом сгорит, я не знаю, что будет. Боимся его оставлять – всегда один-два человека дома остаются»,– жалуется женщина.

Семья утверждает, что снос дач начался год назад. Некоторым жителям предложили новые квартиры или денежные компенсации. Тлеубаевым якобы предлагали 5 миллионов тенге, но они отказались, решив отстаивать свои права в суде.

«Да, в прошлом году был суд, и они выиграли. Потом мы зимой подали апелляцию и кассацию. Через месяц, в апреле, у нас снова было заседание – и мы выиграли: это уже в этом году, они проиграли. После этого они вновь обратились в суд, и через 28 дней было вынесено новое решение в их пользу – выселение через акимат. С кем они это согласовали, мы не знаем. Тогда мы наняли адвоката, и сейчас он ведет наше дело»,– поясняет Аскар.

Мужчина уверяет, что после сноса крыши обращались несколько раз и в акимат и в районную прокуратуру, но пока безрезультатно.

«Они документы подпольно оформили, куда ни обратишься – везде все схвачено. Телефон Гульмиры уже у всех, но никто не отвечает – она звонит, а трубку не берут. В акимат идти бессмысленно, они все вместе с ними устроили», – говорит Аскар.

«У них юрист – Асемгуль Рапикова. Она всем управляет: дает указания охране, те не пускают никого, действуют сговоренно. Как только начинаем жаловаться – сразу исчезают. Начальник охраны – Ренат, еще есть Асхат, Руслан, и рабочие свободно ходят по территории, ничего не боятся и прямо говорят: “Обращайтесь куда хотите”»,– добавляет Гульмира.

Недавно, как рассказывает семья, под самым порогом дома выкопали глубокую яму – в темноте ее легко не заметить, и она представляет опасность для жильцов.

Тлеубаевы живут здесь более 10 лет. Дом, как они утверждают, был передан им по доверенности от родственницы. Земля была в аренде на пять лет, ежегодно платился налог. По документам участок не подлежал сносу. Родственники семьи живут в Астане, но у них тесно – в одной комнате по 5-6 человек, поэтому переехать к ним с двумя детьми невозможно.

Сейчас никто из супругов не работает. У Гульмиры – инвалидность II группы, она перенесла онкологическое заболевание. Аскар травмировал колено, в ближайшее время планирует выйти на пенсию. Живут на одну пенсию по инвалидности.

Юридическую поддержку семье оказывает адвокат Жанибек Башанов, которого они нашли через знакомых. В момент разговора с журналистом рядом с Тлеубаевыми был их младший сын Рахман. Его не удается устроить в детский сад – из-за ограниченного доступа на участок. После инцидента со сносом с ребенком работал психолог. Старший сын учится в медколледже на платной основе.

Территория вокруг стройки полностью огорожена. Центральный проход перекрыт железным забором, рядом стоит охранник, не пропускающий посторонних. Журналисту удалось попасть внутрь в момент, когда ворота были открыты, и сфотографировать стройку. Дом Тлеубаевых стоит в глубине – его не видно с главного входа. Позже ворота снова закрыли, и общение продолжилось через забор.


Сбоку территория ограждена ржавой калиткой, через которую видно стройку гораздо лучше.

Неподалеку среди зарослей и стройматериалов расположен еще один частный дом без ограждений. Там живет другая семья, и, как говорят Тлеубаевы, их тоже собираются выселять.


Журналисту удалось поговорить с жителем этого дома – Галымжаном. Он сообщил, что их семье предложили трехкомнатную квартиру в строящемся ЖК, и они согласились.


«Они нам предложили 3-комнатную квартиру в их ЖК, мы с ними договорились – все нормально», – сухо ответил мужчина.


За его домом – свалка и полуразрушенное здание. От прежнего дачного поселка остались только пустые стены.


Адвокат Жанибек Башанов записал видеобращение после сноса крыши дома Тлеубаевых, заявив, что действия застройщика вызывают вопросы, и по его мнению, не основаны на законных решениях. Сейчас он продолжает вести дело в суде.

Как сообщили в Управлении архитектуры, строительная компания получила разрешение на проведение изыскательных и проектных работ для строительства многоквартирного жилого комплекса со встроенными помещениями, паркингом и бизнес-центром.

«Участок площадью 2,2937 га расположен в районе пересечения улиц Ж. Нәжімеденова, К. Әзірбаева и С. Нұрмағамбетова. На данной территории ранее находились дачные участки, выкупленные в пользу государства по решению суда. В том числе данный участок, аренда которого истекла в 2016 году»,—говорится в сообщении.

Тем не менее, 4 сентября 2024 года был заключен договор аренды с Тлеубаевой по доверенности. Однако кадастровый орган отказал в выдаче кадастрового паспорта, поскольку право аренды уже было зарегистрировано за другим арендатором – ТОО. В связи с этим 18 апреля 2025 года был подан иск о признании договора с Тлеубаевой недействительным. Производство по делу в настоящее время продолжается.

Иск передан в суд по делам несовершеннолетних, так как в наследственной массе, связанной с участком, фигурирует ребёнок.

При этом 7 октября 2024 года суд вынес решение о выселении семьи. Апелляционная жалоба была отклонена, и решение вступило в законную силу.

Редакция следит за развитием событий.