5 июля в Карагандинской области произошло страшное ДТП: в машине заживо сгорели семь человек. Водители бьют тревогу и обвиняют КазАвтоЖол в том, что предупреждающие знаки о ремонте дороги установлены с нарушениями. При этом всего за неделю до этой трагедии на этой же трассе уже произошло другое серьёзное ДТП, передает ИА «NewTimes.kz».
На трассе Балхаш – Караганда произошла трагедия, потрясшая Казахстан: минивэн с девятью пассажирами на большой скорости врезался в яму на ремонтируемом участке и загорелся. Семь человек, в том числе пятеро детей и две женщины, сгорели заживо. Двое выживших были доставлены в больницу: один находится в стабильном состоянии средней тяжести, второй отказался от госпитализации и проходит амбулаторное лечение.
Мы установили личности некоторых погибших. Среди них — Перизат Аширбекова из Астаны, старший менеджер строительной компании. У неё осталась взрослая дочь Ляззат.
Второй погибшей стала Жанара Адильбекова — профессиональный массажист с более чем 10-летним стажем. В соцсетях распространяется видео их последней поездки, снятое незадолго до трагедии.
После этой аварии водители массово обвинили компанию «КазАвтоЖол» в халатности. По их словам, на месте дорожных работ не было предупреждающих знаков или они были выставлены с нарушениями. Пользователи соцсетей публикуют фото и видео ям посреди трассы и делятся историями собственных аварий на этом участке.
Мы выяснили, что за неделю до этой трагедии с семью погибшими на этой же трассе произошла ещё одна авария. В ночь с 25 на 26 июня водитель по имени Абзал попал в яму без каких-либо предупреждающих знаков. Подробности происшествия опубликовали в соцсети Threads. Его автомобиль не подлежит восстановлению, сам он получил тяжёлую травму позвоночника и перенёс многочасовую операцию в Астане.
Сейчас Абзал готовится подать в суд на КазАвтоЖол.
«Я туда не первый раз ездил и примерно знал, где ремонт, но запомнить места сложно — обычно езжу днём, а тогда было ночью и без освещения. На месте аварии стояли две патрульные машины за 3–4 километра от раскопок — далеко. Ни фонарей, ни предупреждающих знаков не было. После того как мы попали в эту яму, около двух часов лежали на улице. Я не мог встать. Помню, как меня вытащили из машины и положили на землю. Водители, которые помогали, тоже кричали: «Где знаки? Что они творят?» Нам оказали первую помощь. Потом меня забрали в МЧС, остальных — в Аксу», — рассказал он.
В машине было трое человек: Абзал и двое его друзей. Ближе к 6–7 утра на место аварии приехали родители пострадавших и утверждают, что именно тогда сотрудники начали расставлять предупреждающие знаки. По словам Абзала, даже полицейские на месте подтвердили, что знаков действительно не было. То же говорили водители фур и газелей.
«Чтобы избежать таких трагедий, предупреждающие знаки должны стоять хотя бы за километр. Это автобан с ограничением 110 км/ч — даже при соблюдении правил невозможно успеть среагировать. После нашей аварии знаки поставили, но всё равно слишком близко. Через день там снова были аварии. Я не сильно превышал скорость — передо мной перестраивались машины, разогнаться было невозможно», — подытожил он.
Водители продолжают жаловаться на опасные участки не только на трассе Балхаш – Караганда, но и на других платных магистралях. Накануне казахстанка записала видеообращение в Instagram, в котором потребовала от КазАвтоЖол компенсировать ей замену лобового стекла, повреждённого камнем на обгоне.
По её словам, компания взимает плату за трассу, но не обеспечивает безопасность:
«Кто будет восстанавливать мне лобовое стекло? КазАвтоЖол? Нет. КазАвтоЖол может только деньги с нас сосать. Я ехала по трассе и заплатила за дорогу деньги. И взамен я получила треснущее стекло. Замена, которого стоит больше 200 тысяч тенге. КазАвтоЖол нам дает только видимость безопасности на автобанах. Вы привыкли только деньги с нас драть. По вашей вине прилетел мне камень. Поднимайте камеры и восстанавливайте мне стекло. Скажете, что я не права? Права. Потому что деньги вы с нас сосать можете, а устранить неполадки вы не можете».
Валентина также вспомнила, как четыре года назад она на этой же трассе столкнулась с белым теленком, который просто гулял по автобану. По ее словам, рядом с отбойником постоянно ходят лошади, которые в любой момент могут перепрыгнуть через отбойник.
В ответ на массовые обвинения КазАвтоЖол выпустил официальное заявление. Компания утверждает, что причиной аварий является несоблюдение скоростного режима водителями. Ведомство настаивает, что на всех участках установлены знаки с поэтапным снижением скорости до 90, 70, 50 и 20 км/ч.
«Водители обязаны заранее снижать скорость. Несоблюдение этих требований — грубое нарушение ПДД, создающее угрозу жизни и здоровью водителей, пассажиров и дорожных рабочих», — говорится в сообщении компании.
Также напомнили, что обгон на участках работ запрещён, а въезд разрешён только спецтехнике. Полиция поддержала эту позицию, призвав водителей быть внимательнее, отдыхать перед дорогой и соблюдать все правила.
Редакция ИА «NewTimes.kz» направила запрос в акимат Карагандинской области о том, кто понесёт ответственность за гибель семи человек и многочисленные аварии. В акимате заявили, что трасса Балхаш – Караганда является республиканской и не относится к их юрисдикции.
Вопросы к КазАвтоЖол звучат не впервые. В феврале 2025 года на заседании Республиканского совета по противодействию коррупции при партии «AMANAT» чиновники жёстко критиковали компанию.
«С 2022 по 2024 годы в деятельности КазАвтоЖол и его территориальных подразделений было выявлено шесть фактов коррупционных правонарушений. За прошлый год: взяточничество увеличилось на 58 %; хищения на 28 %; злоупотребление служебными полномочиями – на 8 %»,— заявил мажилисмен Кайрат Балабиев.
Депутат маслихата Атырауской области Арман Хайруллин заявил, что после природных катаклизмов не увидели в полной мере восстановительных работ от КазАвтоЖол.