Как выглядит рынок «Шанхай» в Астане и правда ли там дешевле

Рынок «Шанхай» находится на окраине Астаны, однако покупатели по-прежнему туда ездят. Многие утверждают, что цены здесь заметно ниже, чем в торговых центрах. Полгода назад на рынке произошёл крупный пожар. Спецкор NewTimes.kz Жанат Тукпиев побывал на месте сгоревшего рынка, посмотрел, как сегодня выглядит обновлённая торговая зона, и выяснил, удалось ли предпринимателям восстановить бизнес после ЧП.

Фото: Жанат Тукпиев /NewTimes.kz
Фото: Жанат Тукпиев /NewTimes.kz

Крупный пожар на одном из самых больших рынков Астаны вспыхнул летом прошлого года. Полностью потушить огонь удалось только к вечеру следующего дня. Обошлось без погибших, однако во время тушения пострадали трое сотрудников ДЧС. Пожар первыми заметили сами спасатели, они увидели густой чёрный дым, валивший из окон здания. По данным МЧС, огонь охватил более 30 тысяч квадратных метров. Причины возгорания до сих пор официально не названы.

Одни считают пожар трагической случайностью, другие не исключают поджог, третьи винят компании, проводившие проверки рынка на соблюдение требований пожарной безопасности. Однако факт остается фактом – сегодня некогда оживленное торговое пространство выглядит как зона масштабных разрушений: обрушенные кровля и перекрытия, обугленные конструкции и большая площадь поражения.

Оценив ситуацию, я отправился на соседний рынок «Орда», где, по словам предпринимателей, разместилось большинство пострадавших арендаторов. До пожара два рынка были соединены единым мостиком.

С первых минут в глаза бросается необычное соседство торговых точек. Товары, которые обычно располагаются по категориям, здесь оказались вперемешку. Бутик сотовой связи соседствует с фруктами, мыломойка с коврами, рядом продают цветы и посуду.

Я подхожу к нескольким продавцам и интересуюсь, пострадал ли их бизнес. Выясняется, что нет. Многие из них работали здесь и раньше. Но предпринимателей с рынка «Big Шанхай» здесь действительно немало. При этом часть пострадавших торговцев сегодня работает на Центральном рынке, «Көк базаре», Keryen Joly, кто-то торгует в уличных контейнерах и на рынке «Артем».

Читайте также: Кто такой Бауди Абуевич? История владельца легендарного рынка «Артем»

Поднимаюсь на второй этаж. Здесь торговля выглядит уже более структурированной: бутики с обувью, верхней одеждой, джинсами, платьями и детскими товарами. Наконец мне удается найти предпринимательницу, чей бизнес серьезно пострадал в том пожаре. Айгерим (имя изменено) рассказывает, что администрация рынка разрешила не платить арендную плату в течение года, однако платежи за коммунальные услуги и электроэнергию сохранились.

«Мы пришли сюда в августе. Все начали с нуля, влезли в долги. Вся продукция у нас тогда сгорела, мы возили ее из Турции. Раньше у нас были мужской и женский бутики, но в итоге пришлось оставить только женский. Сейчас распродаем то, что удалось сохранить на складе. Нам дали отсрочку до ноября, но приходится снова ее продлевать, потому что торговля здесь слабая», – рассказывает предпринимательница.

Айгерим подчеркивает, что на прежнем месте торговля шла значительно лучше. По ее словам, не было ни одного дня без продаж. Сегодня же предпринимателям приходится ждать субботы и воскресенья, когда появляется хотя бы минимальная прибыль, так как с понедельника по пятницу выручки фактически нет.

«Нам сказали, что после восстановления рынка "Big Шанхай" мы вернемся туда и получим ту же площадь, которая была у нас раньше. Раз здание до сих пор не сносят, значит, расследование все еще продолжается», – говорит Айгерим.

Она также подтверждает, что «товарный хаос» на первом этаже напрямую связан с последствиями пожара. Женщина вспоминает, что раньше на рынке «Орда» продуктами не торговали вовсе. Сейчас же на территории, где размещены контейнеры, продают одежду, сотовые аксессуары, бытовую технику и химию, тогда как весь текстиль переехал на «Көк Базар».

«Мест просто нет. Разместить три этажа рынка "Big Шанхай" в двухэтажном здании нереально. Здесь изначально было пустое пространство – мы все отстраивали сами. Можно сказать, кто как успел, так и разместился», – с улыбкой добавляет собеседница.

Следующая моя собеседница, Алтынай (имя изменено), признается, что после пожара многие предприниматели так и не смогли встать на ноги и были вынуждены закрыть бизнес. К примеру, у некоторых в дело было вложено по 200–300 миллионов тенге. Сам рынок, считает она, был одним из лучших в городе – здесь можно было найти практически все.

«Там у нас были полноценные бутики. А здесь что – какой-то проход. Но хотя бы так. Самое главное аренду пока не платим, до тех пор, пока рынок не отстроят. А вообще у меня очень многое сгорело», – делится Алтынай.

Стоит отметить, что банки второго уровня предоставили предпринимателям отсрочку по кредитным платежам сроком на полгода. Однако уже с февраля выплаты придется возобновить.

«Руководство рынка ничего плохого нам не сделало. Они ведь тоже пострадали. Нам дали места, позволяют хоть как-то выживать», – добавляет собеседница.

Продвигаясь дальше по этажу, я замечаю женщину, сидящую у входа в бутик. Представляюсь и прошу рассказать свою историю.

«За свою жизнь я пережила уже три пожара», – с иронией смеется Салтанат (имя изменено). – «Два раза горел рынок "Асем", сейчас это "Сарыарка" на Дукенулы. Один раз все сгорело дотла, все вещи. Тогда нам ничего не компенсировали, просто дали железный контейнер бесплатно на полгода. Прошло еще полгода, и рынок снова загорелся. У одного китайского предпринимателя сгорели норковые шубы, золото, сейфы. Никому ничего не восстановили. Этот пожар уже третий, но, как говорится, Бог любит троицу. На этом, надеюсь, все. Пожар вещь непредсказуемая», – продолжает она, все еще улыбаясь.

Еще немного побродив по рынку, я спустился на первый этаж, где пообщался с несколькими предпринимателями. Рита (имя изменено) рассказала, что о ЧП узнала лишь по возвращении в город.

«15-го мы уехали. Вернулись 18-го. У нас уже ничего не осталось. Большой бутик был», – делится она.

После этого я отправился на «Көк Базар», где лично убедился в словах предпринимательницы Айгерим. Весь второй этаж напоминал настоящий текстильный рай: шторы, постельное белье, ткани, разнообразные нити и одежда. Женщина, работающая в одном из бутиков, посоветовала также заглянуть на соседний рынок «Ануар», где, по ее словам, тоже разместили предпринимателей из «Big Шанхая».

Там я обнаружил, что пустует целый этаж – по всей видимости, он был предназначен для пострадавших арендаторов. Этажом выше, в отдельном пристроенном зале, я встретил еще одну предпринимательницу, чей бизнес пострадал в результате пожара.

«Здесь у нас секонд-хенд. Там у меня было 600 квадратных метров, а здесь  300. На втором этаже люди пытались начать работу, но, скорее всего, у них ничего не получилось», – рассказывает женщина.

Покидая торговые точки, невольно понимаешь, какое горе пережили люди, увидев на месте своих бутиков пепел и обломки. И дело не только в утраченных торговых площадях – огонь уничтожил товарные запасы, накопленные годами. Можно лишь с полной уверенностью утверждать, что для владельцев малого бизнеса ситуация сегодня действительно выглядит критической, так как у многих остаются кредитные обязательства, выполнять которые после пожара станет значительно сложнее.

Что думаете об этом?
Нравится 2
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 2
Возмутительно 0