Казахстанцы уже не раз добивались отмены концертов российских артистов. Последним в этом списке стал певец Акмаль — его выступления отменили после скандала с «сине-жёлтым пакетом», который публика восприняла как намёк на украинский флаг. На фоне того, что в Казахстан за последние годы приезжали Дженнифер Лопес и Backstreet Boys, многие отмечают: российские звёзды всё чаще выглядят здесь как артисты второго эшелона — или, как язвительно шутят в соцсетях, «гастарбайтеры шоу-бизнеса».
Когда в Казахстан приезжают голливудские актёры или западные музыканты, их встречают с восторгом и казахским гостеприимством. Но стоит анонсировать концерт российского исполнителя — начинается шквал критики и жаркие споры в соцсетях. Так случилось и недавно, когда концерты российского певца Akmal отменили после скандала с «сине-жёлтым пакетом». Зрители усмотрели в этом намёк на украинский флаг — и в итоге артист так и не доехал до других городов Казахстана.
Читайте также: Концерты российского певца Акмаля отменяются в городах Казахстана после скандала
Корреспондент ИА «NewTimes.kz» вспоминает, как в стране принимали мировых знаменитостей, и почему концерты российских артистов становятся поводом для общественного резонанса.
После начала войны в Украине многие российские артисты потеряли часть аудитории и площадок. Центральная Азия стала для них «спасательным кругом», но не все туры проходят гладко. Концерты Полины Гагариной, Григория Лепса, Тимати и других исполнителей, поддерживающих войну, неоднократно отменялись — чаще всего после общественного давления. Казахстанцы писали открытые обращения и требовали отменить выступления Z-артистов.
Правда, отменить концерт Тимати, запланированный в ноябре, не удалось. Рэпер все-таки выступит в Казахстане, несмотря на созданную петицию, в которой жители страны выразили недовольство его приездом.
Читайте также: Казахстанцы не смогли отменить Тимати: рэпер анонсировал два концерта
Общество воспринимает приглашение таких музыкантов как моральный выбор: «если Казахстан не поддерживает войну — зачем давать сцену тем, кто её оправдывает?». Тем более, что Казахстан официально сохраняет нейтралитет и не признаёт самопровозглашённые «ЛНР» и «ДНР».
Одни артисты сами отказываются от концертов, опасаясь репутационных потерь. Другие прикрываются «техническими неполадками» или «независимыми от них причинами». Но публика, как правило, понимает, что это лишь формальность.
Так произошло и с певцом Акмалем. Его концерты в Казахстане могли бы пройти спокойно, если бы не одна неосторожная фраза.
Акмаль Ходжаниязов — родившийся в Туркменистане российский певец уйгурского происхождения. На концерте в Петропавловске он попросил "сжечь" желто-синий пакет из-под врученного ему подарка. Но пакет был в национальных цветах не только Украины, но и Казахстана, что возмутило казахстанцев. Его слова, произнесённые на сцене, прозвучали как неуважение. Особенно если произносит их человек, приехавший в Казахстан, чтобы выступать и зарабатывать.
После скандала концерты Акмаля, запланированные в нескольких городах, начали отменять. Формально якобы из-за «технических причин», но общественность понимала, что дело вовсе не в электричестве.
При этом тенденция последних лет показывает, что в Казахстане негласно не дают выступать не только тем, кто поддерживает войну, но и тем, кто открыто выступает против неё. Под запрет попадали концерты Макса Коржа, Земфиры и Максима Галкина. В то же время в Казахстан продолжают приезжать исполнители, осуждённые на родине за антивоенную позицию, и собирают полные залы в Алматы, Астане и других городах. У нас уже выступали Дмитрий Монатик, Светлана Лобода, группа «Би-2», Андрей Макаревич с «Машиной времени», ДДТ и «Ночные снайперы» Дианы Арбениной.
Еще совсем недавно путь к славе для многих казахстанских артистов начинался с билета в Москву. Казалось, что без российской сцены и эфиров на федеральных каналах невозможно стать звездой. Так думали поколения, воспитанные на фильмах вроде «Москва слезам не верит».
Но всё изменилось после начала войны России против Украины. Сегодня молодым артистам из Казахстана больше не нужно ехать в Москву, чтобы заявить о себе.
Пример Димаша Кудайбергена - лучшее тому доказательство. Он стал первым исполнителем из стран Центральной Азии, выступившим на сцене легендарного Madison Square Garden в Нью-Йорке — площадке, где когда-то пели Майкл Джексон, Элвис Пресли, Бейонсе, Шакира, Андреа Бочелли и Мадонна.
И Димаш далеко не единственный. Продюсер и диджей Imanbek, получивший премию Grammy, открыл Казахстану путь на мировую музыкальную карту. Певица Yenlik, собирающая миллионы прослушиваний и лидирующая в чартах, доказывает, что новая казахстанская сцена самодостаточна, сильна и современна. А Москва перестала быть эпицентром.
Не менее громко заявило о себе и казахстанское кино в этом году. В сентябре в прокат вышла антиутопия «Альтер» в главной роли со звездой «Гарри Поттера» Томом Фелтоном, съемки фильма проходили в Астане. А сериал «Казахские страшные сказки» режиссера Адильхана Ержанова стал сенсацией на престижном канадском фестивале. Fantasia 2025 — считается одной из главных мировых площадок жанрового кино, где блистают лучшие образцы хоррора, триллера и фантастики. Признание в такой нише — это шаг в сторону новой аудитории и международного сотрудничества Ержанова с другими известными режиссерами. Параллельно автор популярного сериала «Бумажный дом» Мигель Анхель Вивас выбрал именно Казахстан для съёмок фильма Netflix. В проекте соединились европейские и казахстанские актёры: Мигель Эрран из «Бумажного дома»и Арон Пипер из «Элиты» сыграли вместе с отечественными Диной Тасбулатовой, Сергеем Уфимцевым, Алтынай Ногербек и Фараби Аккозовым.
В этом году в Казахстан с концертами приезжали мировые звёзды – Дженнифер Лопес и Backstreet Boys. Причём концерты состоялись и в Астане, и в Алматы. Организаторам удалось привезти артистов, которые прежде никогда не выступали в Казахстане.
Но стоит ли называть эти достижения феноменом?
Слово «феномен» подразумевает что-то исключительное, почти невероятное. Однако разве может быть чем-то необычным то, что Казахстан всё активнее заявляет о себе на мировой культурной арене?
Для любого народа естественно стремиться к самовыражению — видеть отражение своей культуры, архетипов и традиций на сцене или экране, рассказывать миру о себе на своём языке. Поэтому удивление по поводу того, что Казахстан вызывает интерес у западных продюсеров и артистов, выглядит скорее проявлением старой привычки — считать международное внимание чем-то необычным и даже незаслуженным.
После концерта Дженнифер Лопес у многих казахстанцев появился резонный вопрос: кто следующим приедет в Казахстан из мировых звёзд? Оказалось, организаторы действительно ведут переговоры с артистами первой величины.
Глава First Media Group Альфия Нургумарова, благодаря которой в Казахстане уже выступили Джей Ло и Backstreet Boys, стала гостьей YouTube-шоу. Ведущая перечислила артистов, которых хотели бы увидеть казахстанцы — Imagine Dragons, Эминема, Шакиру, Pitbull, Snoop Dogg и других.
Нургумарова подтвердила, что переговоры с некоторыми артистами действительно ведутся:
«Вообще, в нашей сфере очень много слухов. Эти имена нам тоже интересны. Конечно, мы в этом направлении работаем. Есть несколько имён, у которых на 2026 год всё расписано. То есть надо смотреть уже на 2027 год — и мы туда тоже заглядываем. У нас сейчас другой вопрос – когда построят новый стадион и не закроют ли нынешний на ремонт. Плюс сезонность. Каждый новый проект приближает нас к тем, кто сегодня в тренде. (...) Конечно, мы хотим и Эминема привести в Казахстан. Почему нет? А вдруг на открытие нового стадиона нам выделят деньги?»
Тем временем уже известно, кто точно приедет в следующем году. Елена Ваенга даст концерты в Казахстане —20 февраля 2026 года в Астане и 21 февраля в Алматы. После начала войны в Украине певица сначала хранила молчание, но позже открыто заявила, что поддерживает “СВО” (войну) и Владимира Путина.
«Если его не станет, я не знаю, что будет с моей страной. И я молилась за своего президента как за близкого человека», — сказала Ваенга, подчеркнув, что лично знакома с российским лидером и выступала перед ним.