Корреспонденты NewTimes.kz побывали в селе Сайрам на юге Казахстана — одном из немногих населённых пунктов, где основное население составляют этнические узбеки.
«Здесь родился сам Ходжа Ахмет Яссауи, как и его родители», — рассказывают жители Сайрама.
Это место расположено всего в получасе езды от Шымкента.
Раньше Сайрам был посёлком и административным центром одноимённого района в Туркестанской области. В 2014 году его включили в состав Шымкента, преобразовав в жилой массив.
Основное население здесь — узбеки. По словам самих жителей, это самая «узбекская» часть Шымкента.
Хотя Сайрам сегодня считается окраиной Шымкента, это самобытное и колоритное место на юге Казахстана с богатой и уникальной историей.
Здесь мечети соседствуют с самсаханами и кафе быстрого питания
История Сайрама насчитывает около трёх тысяч лет. Некоторые исследователи считают, что городище на территории современного Сайрама соответствует описаниям древнего города Испиджаб.
«Все предметы, которые вы здесь видите, найдены на территории самого Сайрама — ни одного экспоната, привезённого извне. Мы можем с уверенностью говорить, что возраст Сайрама — около 3000 лет. Это научное утверждение основано на данных из “Авесты” — священного текста древних персов, где прямо упоминается местность как “Сайрам елі”. Ни одно другое название южноказахстанских городов в этом источнике не встречается», — рассказала нам экскурсовод местного краеведческого музея.
«В 1925 году академик и археолог Массон прибыл в Сайрам с экспедицией по поручению Российской империи — для изучения древних городов и изъятия ценных артефактов. Тогда стало известно, что здесь располагался древний город площадью 28 гектаров. Сайрам был одним из экономически развитых городов юга, освобождённым от налогов. Здесь процветала торговля. У городища было четыре главных ворот: Базарные, Карамурт, Шымкентские и Енбекские. Перед каждым из них находился хауыз — водоём. Существовало два их вида: халал — для питья, с водой из колодца, и харам — для поения скота», — отметила историк.
Официальное название «Сайрам» было присвоено посёлку в 1995 году. До этого городище называлось по-разному. Одно из древнейших имён — Испиджаб, что в переводе с персидского означает «город у реки». Также встречается название Орункент, которое в переводе с монгольского означает «большой белый город».
По словам сотрудника музея, в средние века на территории Сайрама проживали тюркоязычные и согдийские племена. Согдийцы, прибывшие преимущественно из Персии и Аравии, принесли с собой свои традиции и культуру. Со временем они смешались с тюрками и постепенно ассимилировались. Сегодня в Сайраме живут представители разных национальностей. Большинство составляют узбеки, пришедшие сюда в период Кокандского ханства. Также здесь проживают казахи, русские, иранцы и азербайджанцы.
Сайрам по праву считается одним из самых сакральных мест не только Шымкента, но и всего юга Казахстана. По разным данным, здесь расположено около 80 мавзолеев. Одним из самых известных и почитаемых среди паломников является мавзолей Ибрагим-ата — отца Ходжа Ахмета Яссауи, возведённый в XVI–XVII веках.
В местном музее отмечают, что с древних времён Сайрам славился своей религиозностью. Об этом свидетельствуют сохранившиеся экземпляры духовной литературы. Среди них — книга «Мухтасар Кудури» (один из значимых трудов ханафитской правовой школы – прим. автора).
«В годы политических репрессий местные жители были вынуждены прятать древние религиозные рукописи в самых надёжных укрытиях. Например, свёртки замуровывали в стены домов, а сведения о тайниках передавались лишь избранным. Именно так удалось сохранить часть рукописей, которые впоследствии люди добровольно передали в музей», — рассказали сотрудники.
Одна из таких раритетных рукописей сегодня представлена в экспозиции.
Одной из особенностей Сайрама является проведение торжеств, особенно свадеб. Из-за сильного многолетнего влияния ислама здесь чаще устраивают религиозные церемонии, где мужчины и женщины не сидят за одним столом. В казахстанских городах такая практика обычно применяется только во время поминальных обедов.
Исламская культура отразилась и в архитектуре традиционных узбекских домов, которые можно увидеть на улицах Сайрама. Их особенность — в прямоугольной форме и замкнутом устройстве: окна выходят не на улицу, а во внутренний двор, а фасады, обращённые к улице, представляют собой глухие стены.
Как нам рассказали местные жители, такой архитектурный тип домов имеет несколько причин, среди которых многовековая адаптации к климату, образу жизни и культурным традициям.
«Такая форма домов, в первую очередь, продиктована жарким климатом. Внутренний двор — чаще всего с садом, деревьями, а иногда и фонтаном — служит естественным регулятором температуры, помогая охлаждать воздух в доме. Замкнутая структура защищает от палящего солнца и пыли. Вечером стены отдают накопленную за день прохладу во внутреннее пространство.
Кроме того, такие дома очень функциональны: все помещения строятся вдоль стен двора, что упрощает передвижение и ведение хозяйства. Двор — это центр семейной жизни и место приёма гостей.
И, конечно, закрытая структура связана с исламской традицией приватности, особенно в отношении женской части дома. Стены надёжно ограждают жизнь семьи от посторонних глаз. Планировка, как правило, делит пространство на мужскую и женскую половины — каждая выходит во двор, но напрямую не пересекается», — рассказали нам местные жители.
Отдельного внимания заслуживают двери узбекских домов — они не просто элемент архитектуры, а настоящая визитная карточка семьи. Их внешний вид отражает статус и достаток хозяев: чем богаче резьба, тем выше мастерство, вложения и, соответственно, уважение к дому. Такие двери ценятся как произведения искусства, ведь многие из них изготавливаются вручную по старинным технологиям.
В Сайраме находится единственный в Казахстане узбекский драматический театр. Он работает с 2003 года.
Здесь также издаётся детская газета на узбекском языке под названием «Болажон».
Около 70% жителей Сайрама работают в Шымкенте, в основном в сфере торговли и оказания услуг.
В самом жилом массиве жители в основном занимаются садоводством, овощеводством, а также выращиванием зерновых и масличных культур.
Ещё одна особенность Сайрама — высокая концентрация торговли на один квадратный метр. Несмотря на сравнительно небольшое население — около 40 тысяч человек — здесь необычайно много магазинов, кафе, закусочных и даже несколько рынков.
Местные жители шутят, что уникальность Сайрама — в его компактности: в одном квадрате можно и помолиться в мечети, и перекусить вкусной самсой или шашлыком, который при желании доставят прямо к вашему автомобилю.
Текст: Айгерим Абилмажитова. Фото: Турар Казангапов.