Почему подвиг Рахимжана Кошкарбаева и Григория Булатова оказался вычеркнут из истории, а героизм приписали другим? Как и зачем советская власть стирала одни имена и сочиняла мифы о других?
Судьбу Рахымжана Кошкарбаева трудно назвать безоблачной. В четыре года он потерял мать. В тринадцать — отца, репрессированного в годы большого сталинского террора. Оставшись круглым сиротой, мальчик оказался в детдоме. Именно там, среди других обездоленных детей, он научился быть стойким и дисциплинированным — качествам, которые позже проявятся на поле боя.
В годы Великой Отечественной войны Кошкарбаев стал офицером. И именно он, вместе с рядовым Григорием Булатовым, 30 апреля 1945 года первым водрузил Знамя Победы на Рейхстаг — за несколько часов до официального символического кадра, который позже стал частью великого советского мифа.
Фото: Г. Булатов, Р. Кошкарбаев, Ж. Жанасов
Рахымжан родился осенью 1924 года в селе Тайтобе, недалеко от Астаны. Когда началась война, ему было всего 16 лет. В 1943 году он поступил на курсы в Кокчетаве, а затем перевёлся в пехотное училище во Фрунзе, которое окончил осенью 1944 года.
В апреле 1945 года он получил свой первый орден Отечественной войны I степени не за один подвиг, а за серию успешных боевых операций. Его взвод форсировал Одер, прорвал оборону противника, обеспечив продвижение других подразделений. 29 апреля аналогичное задание было выполнено при переправе через Шпрее. За несколько недель боёв от Одера до центра Берлина под командованием Кошкарбаева бойцы уничтожили около 200 нацистов, захватили 180 пленных, а также трофеи — 14 полевых орудий и 27 крупнокалиберных пулемётов. 30 апреля 1945 года Кошкарбаеву была поставлена важнейшая задача — водрузить знамя полка на Рейхстаге.
В коротком документальном фильме «Солдат Победы. Рахимжан Кошкарбаев» Кошкарбаев вспоминал:
«Комбат Давыдов подошёл ко мне и указал на окно. “Видишь Рейхстаг?” — сказал он. — “Собери нужных людей, ты будешь водружать флаг”. Он передал мне тёмный и тяжёлый свёрток — флаг, завернутый в чёрную бумагу. Мы с разведчиками выскочили из окна. Вскоре нас накрыл плотный огонь. Рядом остался только один боец — Григорий Булатов. Он всё время спрашивал: “Что будем делать, товарищ лейтенант?” Мы лежали у рва с водой. Я предложил: “Давай напишем наши фамилии на флаге”. С помощью химического карандаша мы нацарапали: “674 полк, 1 б-н”, а под ним — “Л-т Кошкарбаев, кр-ц Булатов”. Мы оставались там до темноты, а когда началась артподготовка, рванули к зданию. Я поднял Булатова, поддерживая его за ноги, и на втором этаже мы установили флаг».
Известный писатель и военный корреспондент Борис Горбатов писал:
«Пора, наконец, перестать сравнивать наших бойцов с орлами и беркутами. Ни один беркут не сравнится с казахом Кошкарбаевым, который на моих глазах вместе с товарищами водрузил Знамя Победы над Рейхстагом».
Однако в официальной версии, утверждённой партийным руководством, знамя Победы водрузили 1 мая Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Позднее стало ясно, что выбор был политическим: один — русский, другой — грузин. Это была тщательно спланированная и удобная для власти сцена. Она устраивала руководство — и по национальному составу, и по канонам советской мифологии. А Рахымжан Кошкарбаев? Он был казахом, сыном «врага народа», сиротой из детдома. Не тот, кого выбрали бы для героизации в 1945-м.
Слишком «живой» и непредсказуемый Кошкарбаев с его неподдельным мужеством оказался за кадром. Он не получил звания Героя Советского Союза — несмотря на поданные документы и многочисленные свидетельства. Его имя долго не упоминалось в школьных учебниках и официальной хронике.
История Рахымжана Кошкарбаева получила неожиданное подтверждение через искусство. Уже в 1965 году казахстанский кинорежиссёр Асылбек Нугманов представил документальную ленту «По призыву Родины» — первую в своём роде, посвящённую участию казахстанцев в Великой Отечественной войне. В ней он впервые представил кадры, подтверждающие, что именно Рахымжан Кошкарбаев первым водрузил красный флаг на Рейхстаг.
Документальные материалы для фильма Нугманов получил от легендарного фронтового кинооператора Романа Кармена, автора фильма «Штурм Берлина». В одном из интервью режиссёр вспоминал:
«Я, в то время студент ВГИКа, спросил Романа Лазаревича, не помнит ли он казахстанцев среди штурмующих Рейхстаг. “Конечно, — ответил он, — я даже помню казаха, который первым прорвался с флагом. Этот парень фактически поставил точку в Великой Отечественной войне”. А потом добавил: “Только ты никому про это не говори. Было распоряжение: знамя должны водрузить грузин и русский”».
Нугманов не остановился на этом и настоял на включении этих материалов. Как выяснилось, соответствующие кадры были вырезаны из финальной версии «Штурма Берлина», но сохранились в архиве.
После окончания войны Рахымжан Кошкарбаев продолжил службу в составе советских войск на Эльбе. Затем вернулся в мирную жизнь. С 1947 по 1967 год он работал в Акмолинском облисполкоме, позже занял пост главного инспектора управления по переселению при Совете министров Казахской ССР, а в последующие годы возглавил гостиницу «Алма-Ата».
Несмотря на героизм, звание Героя Советского Союза ему так и не присвоили. Однако он пользовался огромным уважением среди боевых товарищей и простых людей. Его трижды избирали в Совет народных депутатов Алма-Аты. Он написал две книги — «Знамя Победы» и «Штурм», где рассказал о фронтовых событиях и своих переживаниях.
С инициативой о присвоении звания Героя Советского Союза Кошкарбаеву и его боевому товарищу Григорию Булатову выступали известные личности — Бауыржан Момышулы, журналист и идеолог ЦК КП КазССР Какимжан Казыбаев. Даже Динмухамед Кунаев направлял соответствующее представление лично Леониду Брежневу. Но ответа так и не последовало.
Несправедливость не озлобила и не сломила Кошкарбаева. В отличие от Булатова, чья судьба сложилась трагически, он прожил жизнь с достоинством. Более того, именно он неоднократно ходатайствовал о звании Героя для Булатова — не для себя. Скромный, сдержанный, не любивший говорить о войне, он остался в памяти близких как человек большой чести и внутренней силы.
Историческая справедливость начала возвращаться лишь с обретением Казахстаном независимости. В 1999 году Рахымжану Кошкарбаеву было посмертно присвоено звание «Халық қаһарманы» — высшая степень отличия в Республике Казахстан.
Сегодня его имя носят улицы, его подвиг изучается в школах, а память о нём постепенно возвращается в народное сознание. Его дочь Алия вспоминала: отец верил, что правда обязательно восторжествует. И он оказался прав.
Дополнительное освещение подвиг Рахымжана Кошкарбаева получил благодаря статье известного казахстанского журналиста Какимжана Казыбаева. Его очерк под названием «Казах, который водрузил знамя над Рейхстагом» был опубликован 21 февраля 1958 года — спустя 13 лет после Победы.
Слева направо: Какимжан Казыбаев, Рахила Кошкарбаева, Орынша Карабалина-Казыбаева, Ракымжан Кошкарбаев
Жена Кошкарбаева, Орынша Карабалина, вспоминает обстоятельства, которые предшествовали выходу этой статьи:
«Ему [Кошкарбаеву] обещали дать звание Героя Великой Отечественной войны, но не дали. Как-то Кошкарбаев встретился с Бауржаном Момышулы — то ли Бауржан пригласил его, то ли сам пришёл. Они поговорили, всё обсудили — и про войну, и про несправедливость. Бауржан потом сказал своему другу и журналисту Какимжана Казыбаева: “Какой ты журналист, если не знаешь, кто он такой?” И тот начал писать про Кошкарбаева. Про его героизм, про то, кем он был на самом деле».
По словам Карабалиной, именно эта встреча стала поворотной:
«Тогда фамилия Кошкарбаева стала звучать чаще, и этот журналист стал и дальше писать о нём. Он написал очерк “первый казах, кто установил флаг над Рейхстагом”. И Казыбаев стал говорить, что Рахымжан — такой же герой, как Панфилов, как Талгат Бегельдинов, дважды Герой Советского Союза. Только обидно, что ему тогда не дали награду. Очень обидно», — делится воспоминаниями супруга известного журналиста.
Она подчёркивает: долгое время эту историю пытались замолчать, в том числе на официальном уровне.
«Даже до Казахстана эта новость дошла далеко не сразу. В то время в Советском Союзе не хотели, чтобы кто-то из Казахстана был признан героем. Нас ниже считали. Но всё равно кое-кто знал, говорили. Но их никто не слушал — им было выгодно. А теперь, да, говорят. Потихоньку начинают вспоминать», — говорит она.
Историк Ракат Мамбеталинов считает, что причина исторической несправедливости к Рахымжану Кошкарбаеву кроется в национальной политике Советского Союза.
«Почему в своё время подвиг Рахимжан Кашкарбаева был замолчан? Здесь опять же политика, национальная политика… На тот период в СССР титульными нациями считались русские, при этом руководитель (Иосиф Сталин – прим.Авт) был грузином… И основной символ Победы нужно было представить через образ русского и грузина. Истории героев других республик, как правило, умалчивались», — вспоминает он.
Эту точку зрения подтверждает культуролог и общественный деятель Дана Меирбекова, которая лично беседовала с дочерью Кошкарбаева — Алией.
«Как я выяснила из беседы с дочерью Кашкарбаева, оказывается, его отец был репрессирован в 1937 году. И это была, видимо, одна из причин, почему его имя не было озвучено как человека, который первый водрузил знамя… Но в основном, я думаю, всё-таки причина была в том, что это было мало интересно тем, кто назвал первыми Егорова и Кантарию. По понятным причинам. Кантария — грузин, Егоров — русский. Никто же не будет отрицать, что речь идёт о великорусском шовинизме», — делится культуролог.
«Теперь, что касается Григория Булатова, который был рядом с ним в этот момент… Он покончил жизнь самоубийством, насколько я знаю… Кошкарбаев его всё время приглашал в Казахстан, где его уважали, ценили. Он мог быть с нами, но не приехал», — рассказывает Меирбекова.
Говорить о Второй мировой войне без упоминания вклада Казахстана — значит сознательно искажать историческую правду. Подвиги казахстанцев на фронте и в тылу стали символами мужества, верности и жертвы, которую народ принёс ради Победы.
Всего среди уроженцев Казахстана — 500 Героев Советского Союза, в том числе 98 этнических казахов. Легендарные 28 панфиловцев, оборонявших Москву, также были выходцами из Казахстана.
Историк Ракат Мамбеталинов подчёркивает:
«Как мы знаем, Казахстан являлся тылом для фронта. Здесь ковалась победа, строились танки, добывались материалы. В Петропавловск, к примеру, эвакуировали пять оборонных заводов. Сейчас наши города начинают рассматриваться как города трудовой славы».
«Если посмотреть по статистике Героев Советского Союза, вышедших из Казахстана, мы входим в тройку лидеров. Каждый второй патрон, как говорили, производился на территории нашей страны», — добавляет он.
Культуролог и общественный деятель Дана Меирбекова отмечает особенности казахских солдат, проявлявшиеся в бою:
«Вообще всегда отмечали именно казахов… не то чтобы бесшабашность, но дух, бесстрашие. Может, это связано с самим словом “казах” — свободный. Люди, которые жили не по шаблону».
Она вспоминает такие имена, как Мустафа Шокай, Бауыржан Момышулы, Талгат Бигельдинов, Сергей Луганский — казахстанцы, ставшие символами героизма не только в СССР, но и за его пределами.
«По книге Бауыржана Момышулы Фидель Кастро обучал своих военных. Его приглашали на Кубу! Представляете, как отмечали именно казахов?» — делится она.
Более 100 тысяч казахстанцев не вернулись с войны. Но об этом редко говорили в школах. Долгое время локальная история и краеведение игнорировались. Только сейчас мы начинаем собирать обрывки, раскрывать забытые имена. Как, например, о Касе Сибере — казахе из СКО, имя которого стоит на памятнике Неизвестному солдату в Словении. Или о дивизии из Акмолинской области, погибшей под немецкими танками.
«Отрадно, что справедливость начинает восстанавливаться. Никто уже не оспаривает, что именно наши герои водрузили флаг. Это признаётся», — подчёркивает Мамбеталинов.
Культуролог Дана Меирбекова также отмечает: сегодня, в эпоху цифрового переосмысления, историческая правда выходит на поверхность. Всё больше людей начинают понимать, что за казённой формулировкой «победил Советский Союз» стоят конкретные лица — в том числе казахи, которые отдали свои жизни за эту победу.
«В 1999 году Кошкарбаеву присвоили звание “Халық қаһарманы”, потому что уже не было СССР… Он всегда говорил дочери: “Живи сегодняшним днём. Люди узнают правду”. Так и получилось — даже в России признали, что флаг водрузил Кошкарбаев», — рассказывает Дана Меирбекова.
Социолог Хамит Айдар подчёркивает:
«Память о Второй мировой играет ключевую роль в формировании национальной идентичности. Более 96% казахстанцев знают о войне, а 67% считают, что казахстанцы сражались за свободу не только Советского Союза, но и своей Родины».
Он добавляет, что 9 мая в Казахстане всё чаще воспринимается не как праздник, а как день скорби, день, когда вспоминают своих, а не абстрактных героев.
«Президент Касым-Жомарт Токаев подчёркивает важность сохранения исторической правды и предостерегает от использования истории в политических целях. Особое внимание уделяется подвигам казахстанцев — Кошкарбаева, Панфиловцев, Акмолинской дивизии», — напоминает Айдар.
9 мая — это день, когда Казахстан говорит: мы были. Мы сражались. Мы теряли. Это не просто часть советской истории. Это наша история. Наши герои.
«Сейчас очень многие факты вскрываются… Рассекреченные архивы позволяют иначе взглянуть на войну. За страну воевали представители всех народов. Может, именно поэтому так много казахов стали Героями Советского Союза», – комментирует культуролог и общественный деятель Дана Меирбекова.
Казахстан не требует больше, чем заслужил. Казахстан требует исторической честности. Чтобы имена Алии Молдагуловой, Мәншүк Мәметовой, Талгата Бигельдинова, Бауыржана Момышулы и Рахымжана Кошкарбаева стояли в одном ряду с другими героями. Не в примечаниях — а в самом центре общей памяти.