пятница, 2 мая 2025 г.
icon
512.34
icon
582.07
icon
6.31
Алматы:
icon
17oC
Астана:
icon
17oC
×

Женис Касымбек буксует: Астана опять стоит в пробках

Женис Касымбек обещал разгрузить дороги Астаны — но пробок стало только больше. 

Фото: Ольга Ибраева/Newtimes.kz
Фото: Ольга Ибраева/Newtimes.kz

Решение транспортных проблем должно было стать главной задачей для Жениса Касымбека. Президент дал поручение ещё в январе. Но пробки в Астане стали лишь хуже — и теперь это своего рода тест для акима. Сможет ли Касымбек войти в историю как тот, кто разгрузил столицу, или запомнится как очередной градоначальник, который не справился? Существуют ли хотя бы теоретические шансы сделать более комфортной жизнь автомобилистов?

Астана — не первый город, столкнувшийся с транспортным коллапсом. В США пробки стали массовым явлением ещё в 1930–40-х годах, в Европе — в 50–60-х, а в Москве — в 2010-х. Теперь — очередь Астаны.

В 2025 году ситуация в Астане заметно ухудшилась: помимо возобновлённого строительства ЛРТ, в городе одновременно перекопаны десятки участков. Улицы, которые раньше использовались для объезда, теперь тоже перекрыты. К этому добавились плохо спланированные мероприятия — 1 мая власти разрешили провести марафон, движение по левому берегу превратилось в настоящий квест.

Чем больше растёт Астана, тем больше людей пересаживаются на машины. Сейчас в столице официально зарегистрировано более 400 тысяч автомобилей. Но, по подсчётам экспертов, без пробок Астана может выдержать максимум 100 тысяч. Всё, что сверх — превращает дороги в стоянку. И даже объездные маршруты уже не помогают.

Утренние и вечерние часы пик — настоящее испытание для столичных водителей. С 8:00 до 9:00 и с 18:00 до 19:00 скорость движения по городу падает до минимума. Аналитики системы интеллектуального наблюдения Sergek ITS составили рейтинг самых проблемных перекрёстков столицы. В список вошли 15 точек, где движение регулярно тормозится. В пятёрку вошли:

  • проспект Туран — шоссе Коргалжын
  • улица Достык — улица Акмешит
  • проспект Туран — улица Сарайшык
  • улица Достык — улица Туркестан
  • улица Сарайшык — улица Акмешит

Для борьбы с пробками, по словам акима Астаны Жениса Касымбека, люди не должны использовать частный транспорт, а больше ездить на автобусах. 

«Единственный вариант во всём мире, во всех крупных городах — максимально загружать общественный транспорт и не использовать частный. Других вариантов в мире нет», — заявил Касымбек в феврале 2025 года.

Это заявление остаётся единственным публичным комментарием акима о пробках с тех пор, как президент поручил ему срочно разгрузить столицу. 

Транспортная политика Астаны сейчас выглядит как смесь противоречивых и странных решений. В апреле на проспекте Мангилик Ел начали ремонтировать асфальт, который был ещё в хорошем состоянии. Причём снятие покрытия началось прямо в час пик — когда весь город едет на работу. В итоге — километровые пробки на одной из самых загруженных улиц левого берега.

Даже общественный транспорт, на который аким города рассчитывал пересадить горожан, не выдерживает нагрузки. Из-за ремонта на улице Айнаколь и проспектах Жумабаева и Кошкарбаева сразу семь автобусных маршрутов изменили свои пути.

В компании City Transportation System сообщили, что автобусы №20, 33, 41, 47, 57, 84 и 503 теперь идут в объезд — через Кордай, Айнаколь и те же ремонтируемые улицы. Часть остановок временно не работает, а дорога до нужного места стала дольше. Пассажирам рекомендуют заранее уточнять маршруты.

Эксперты не раз предлагали меры для разгрузки Астаны от пробок. Решения известны: можно повысить налоги на личный транспорт, ввести платный въезд в центр, сделать всю парковку в городе платной, развивать альтернативные виды транспорта. Но всё упирается либо в волю тех, кто принимает решения, либо в то, как эти меры реализуются на практике.

Наглядный пример — система платных парковок в Астане.

Читайте также: Астанчанин возмущен оплатой за парковку, утопающую в снегу

Мы не раз писали о том, что она вызывает множество вопросов. Парковки делают платными, но их плохо обслуживают. Это не про порядок. Да и опыт Алматы показывает, что платные парковки не решают проблему пробок и свободного места у популярных заведений или бизнес-центров.

Что касается идеи повышать налоги на транспорт — формально мера рабочая. Но почему горожане должны расплачиваться за недальновидные решения чиновников? Город ведь строился с чистого листа. И при населении чуть больше 1,5 миллиона создать эффективную транспортную систему было куда проще, чем в мегаполисе с многомиллионной агломерацией. 

Астана — один из немногих столиц, построенных с нуля. Здесь была возможность избежать многих транспортных ошибок. Было очевидно, что столица будет расти, и с самого начала нужно было закладывать широкие улицы и многополосное движение. В пример можно было взять ту же Москву, где в центре — по шесть полос в каждую сторону.

К тому же наша столица — это не просто мегаполис, а политический центр, точка притяжения. Президент делает ставку на то, чтобы Казахстан стал привлекательным для иностранных инвестиций, а потому многие международные мероприятия проходят именно здесь. ШОС, саммиты, форумы — всё это престижно, но в дни таких событий город буквально парализует. Обычные жители сталкиваются с перекрытыми улицами и, как следствие, пробками.

Читайте также: Высокие гости — большие проблемы: как визиты в Астану осложняют жизнь на окраинах

К этому добавляется и другой фактор — заметный рост числа начинающих водителей и машин с иногородними номерами. Вкупе это серьёзно влияет на трафик, делая передвижение по городу сложнее.

Отдельно стоит сказать о менталитете водителей. Нам ещё далеко до Парижа, где на площади с Триумфальной аркой сходятся одиннадцать улиц — без светофоров и регулировщиков. И движение там идёт чётко и слаженно. У наших водителей менталитет пока несколько иной – более агрессивный, неуважение, нежелание пропускать, помогать.

Сегодня главная ставка акимата — на запуск ЛРТ. Первые тестовые поездки обещают начать уже в 2025 году. Однако пока неясно, удастся ли завершить строительство в срок и насколько надёжной окажется эта система.

Пересадить астанчан на велосипеды не получится — климат не позволяет. А значит, без современного, стабильного и по-настоящему удобного общественного транспорта проблему пробок в столице не решить.

Что думаете об этом?
Нравится 2
Мне все равно 0
Забавно 6
Сочувствую 2
Возмутительно 18